19 июля. День десятый. Охота за айсбергами

19 июля. День десятый

 

Сегодня один из самых спокойных дней на «Профессоре Молчанове». Мы приходим в себя после ночной высадки в Русскую Гавань. Нам сдвинули завтрак и обед на три часа, чтобы дать возможность выспаться. Мы вошли в Карское море, в котором дрейфуют лед и айсберги. Самое удобное место для наблюдения за ними — капитанский мостик.

«Величавость движения айсберга в том,
что он только на одну восьмую
возвышается над поверхностью воды»
Эрнест Хемингуэй

Все айсберги причудливой формы, чаще столообразные или пирамидальные, и бирюзового цвета. Последнее объяснить просто — пресная вода, поэтому айсберги — это еще и замороженный резервуар питьевой воды. Откуда пресная вода посреди океана? Айсберги — это не только осколки ледников, которые находятся на суше, материках или островах, на которые выпадают осадки. Айсберги — это и еще дрейфующий лёд, а морская вода при оледенении становится более пресной.

«Айсберг — это ледовое образование, которое откололось от ледника и подхваченное либо течением, либо ветрами куда-то дрейфует», — объяснил Сергей Пряхин, младший научный сотрудник ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Из-за непредсказуемого характера большую опасность айсберги представляют для судов и различных установок, например, нефтяных: как бы ты ни смотрел в бинокль, айсберг иногда вытворяет парадоксальные вещи: пойдет, например, против течения или повернет в другую сторону. Объяснить такое поведение можно подводными глубинными течениями: мы видим только одну седьмую часть айсберга, а течения на поверхности воды и глубине разные.

Другая опасность заключается в том, что айсберги с шумом и брызгами разламываются или переворачиваются, и образовавшаяся волна может окатить судно, а лодку просто захлестнет. Подводная часть айсберга при соприкосновении с соленой водой начинает таять, отчего и перевешивается надводной глыбой. «Чем дальше от айсберга, тем лучше», — говорит Сергей Пряхин, потому что под водой эта махина может быть еще более невероятной формы, с острыми краями и выступами.

Изучать айсберги можно различными способами — все зависит от конечной цели исследования. Можно проверять химический состав, тогда из айсберга выбуривается керн. Можно оценивать физические свойства, например, направление и скорость движения или плотность, тогда хватит наблюдения на локаторе. Можно запустить специальный аппарат, который опишет квадрат над и под водой, оценит размеры, а потом исследователи построят 3D модель.

Охота за айсбергами — это, конечно, красивая метафора. За осколками ледника нужно наблюдать, их нужно исследовать, чтобы предсказать их поведение и обезопасить суда или установки от столкновения. Прогнозы основаны на постоянном мониторинге направления и мощности ветра и температуры воды. На Западе есть специальные ледовые патрули, которые летают каждую неделю, чтобы проверить поведение айсбергов. Сначала нужно обнаружить айсберг, потом отследить его движение, спрогнозировать, куда он пойдет дальше, если идет на установку, то остановить, например, отбуксировать осколок.

Нефтяники изучают поведение айсбергов с 1980-х годов, у них есть даже специальный ice management — защита сооружения ото льда. Обычно в районе установки работают несколько судов: одно стоит вблизи, второе чуть дальше и при необходимости разбивает лёд, третий ледокол мониторит. Несколько лет назад был случай: канадцы оттаскивали айсберг от своей установки, хотя еще вопрос — кто кого тащил: айсберг-миллионник ледокол или ледокол айсберг? Если не получится отбуксировать, то установка просто снимается с места и увозится подальше, но это — крайний вариант.

А если разломать или взорвать айсберг? Любые разведочные платформы, как правило, не имеют ледового класса, то есть даже льдинка представляет угрозу. И если взорвать айсберг, то вместе одной глыбы по океану разбегутся сотни обломков. Те же канадцы в 1980-е годы экспериментировали — сбрасывали с самолета бомбы, но оказалось неэффективно — из-за вязкости льда айсберг не раскалывается, а на его поверхности просто образуется воронка. Еще пытались растапливать горячим паром или электрическими проводами, но все это слишком трудозатратно.

«Я всегда ассоциировал айсберги с китами, медлительными китами, которые плывут по своим делам», — говорит Сергей Пряхин.

Откололась от Арктики льдина
И дрейфует тихонько на юг —
Верно, хочет увидеть пингвина,
Пересечь южный полюсный круг...

Почему её тянет куда-то?
Отчего ей на месте не жить?
Ведь умрёт! — Не высокая ль плата? -
До Антарктики хочет доплыть!

Льдина риски, наверное, знает —
Ишь сколь холода в путь запасла!
И надеется, хоть уже тает,
Что направили к ней уж посла.

Что идёт чрез моря, океаны
Айсберг южный на север, как брат.
Поддержав грандиозные планы,
Ей поможет, сразив сто преград.

Но чем ближе они к своим целям,
И желанье чем их горячей,
Тем всё больше счёт ранам-потерям —
Точно кровь бьёт из каждой ручей!

Лишь кусочек от льдины остался,
С кулачок — ну почти ничего...
Но за льдину учёный вдруг взялся,
В морозилку засунув его!

И удача — В Антарктику срочно
Отправлялся учёный сей муж.
Тот кусочек изучит он точно
Средь июльских морозов и стуж.

И, наверное, станет понятней
Тайна близости двух полюсов.
А той льдинке, конечно, — приятней
От сбыванья несбыточных снов

Дмитрий Никитин, участник экспедиции «АПУ-2018»

19 июля. День 10

19 июля. День 10