На книжном салоне в Петербурге представили издание Кунсткамеры о кочевниках Арктики
На книжном салоне в Петербурге представили издание Кунсткамеры о кочевниках Арктики
Книгу об арктических кочевниках представили на Новогоднем книжном салоне в Санкт-Петербурге. Презентацию издания «Арктика: атлас кочевых технологий» провел в понедельник один из его авторов, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук Андрей Головнев.
«Благодаря гранту Российского научного фонда, мы получили пять лет назад возможность синхронизировать наши исследования. Конечно, мы бывали в этих тундрах и раньше, но этот проект стоит многого, потому что мы одну и ту же методику записи движения применили в течение нескольких чередующихся сезонов в разных тундрах и уловили и сходства и различия между чукотским номадизмом, ямало-ненецким и ижемско-саамским на Кольском полуострове. Они разные, они только внешне похожи друг на друга, но именно сопоставление оленеводов-кочевников друг с другом дает возможность увидеть те универсальные черты, которые можно назвать открытием», — сказал Головнев.
Открытия
Книга-атлас представляет кочевые технологии оленеводов трех тундр: Чукотки, Ямала и Кольского полуострова. Авторы рассказывают о традициях кочевников Арктики в текстовых эссе, которые созданы, в том числе на основе данных, полученных новейшими методами визуальной записи, такими как аэросъемка, трек-навигация, трехмерное моделирование. «Текст вторичен, он комментирует изображения», — отметил Головнев.
Повествование охватывает не только исконные традиции, но и новшества техники, навигации и коммуникации, воспринимаемые и по-своему используемые тундровыми кочевниками.
В частности, по его словам, исследователям удалось выяснить, что «кочевье — это не просто караван оленей и нарт, которые идут в определенном заданном направлении, это трансформер», органичный по отношению к природе и в то же время тонко продуманный технологически. «Вроде бы легко идет стадо оленей и коллектив людей, и в то же время на ходу они постоянно меняют элементы кочевья, это постоянное превращение „стойбище — караван“. Так происходит каждые три дня, или каждые пять дней, в зависимости от величины стада», — отметил он.
Еще одним открытием стало то, что у кочевников, в отличие от современных людей, «слитное пространство-время», рассказал Головнев. «Пространство и время там слиты, потому что время как будто кочует вместе с караваном: у апреля одна территория, у июля — другая и так далее. <...> И время субъективно, оно может пойти в неправильном направлении, вообще уйти в сторону, если вы, например, не выполните вовремя нужных обрядов», — пояснил он, добавив, что такое представление «совершенно по-другому конфигурирует жизненную философию».
Неуходящая традиция
Вместе с тем директор Кунсткамеры отметил, что описание уклада арктических кочевников — это не повествование об уходящей традиции. «Напротив, мы видим актуальность ее. В Арктике она сохранилась во многом потому, что там иначе не проживешь, и мобильность в Арктике — это условие выживания», — сказал он.
«Народы Севера часто называли малыми. Отчасти это верно, но в значительно большей степени правильнее их называть культурами больших пространств. Они умельцы больших передвижений. Мы обращаемся к их опыту, потому что они лучшие из кочевников. Именно арктические кочевники сохранили культуру того самого движения, с которого начиналось человечество», — сказал Головнев на презентации.
Публикация «Арктика: атлас кочевых технологий» подготовлена за счет гранта Российского научного фонда «Мобильность в Арктике: этнические традиции и технологические инновации». «Впервые такая подборка. Отдельные фрагменты кочевых построек, одежды исследовались и публиковались, а в этом виде, собранном, композиционно обустроенном, все это впервые», — отметил Головнев в беседе с журналистами. Он добавил, что книга также стала основой для выставки в Кунсткамере под названием «Кочевники Арктики: искусство движения».
О музее
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1,2 млн единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году. В этом году Кунсткамера отмечает свое 305-летие.
Источник: www.arctic-info.ru
Фото: ТАСС