Дневник АПУ — 2019. День 12. Наука
Третьего июля экспедиция посетила Университетский центр на Свальбарде (UNIS) в самом северном университетском городке — Лонгиире. Экспедиции провели презентацию UNIS, а затем руководители экспедиции представили программу «АПУ-2019».
Особенность UNIS — в практико-ориентированном образовании. Здесь студенты проводят полевые работы совместно с профессорами.
UNIS принимает иностранных и норвежских студентов поровну. Это не классический университет. Особенность центра в том, что студенты приезжают по обмену не более чем на семестр. Бывает и так, что один и тот же человек приезжает бакалавром, потом магистрантом и наконец — докторантом. Чаще всего в UNIS едут из Германии, Нидерландов, США и Великобритании.
Приезжая в Лонгиир, нужно быть готовым к кромешной темноте с ноября по декабрь. Но зато это прекрасное время, чтобы наблюдать северное сияние. «Вы должны быть крепкими орешками», — говорит Ева Тереза Йенссен, директор инфомационного центра.
В UNIS проводят серьезные исследования — не те, что обычно нравятся масс медиа: полярные медведи или киты. Например, как изменения в среде планктона в целом влияют на биологическую цепочку. Среди основных исследовательских направлений: арктическая биология, арктическая геология, арктическая геофизика и арктические технологии.
В начале нового семестра студентам устраивают шестидневный курс молодого бойца. Весь понедельник им рассказывают о возможностях погибнуть на Шпицбергене. Когда они выходят поздним вечером из лекционных классов, то испытывают только одно чувство — страх. «Мы должны научить их уважать здешнюю природу», — говорит Ева Тереза Йенссен. Уважение в том числе основано на осознании того, что природа может сделать с человеком. Чего стоит больше всего бояться, так это температуры и ветра.
За эти шесть дней студентов учат пользоваться спутниковым телефоном, оказывать доврачебную медицинскую помощь, планировать полевую работу в условиях Арктики, и как помочь человеку выбраться из ямы в леднике.
Затем проректор по международному сотрудничеству САФУ Константин Зайков и директор Арктического центра стратегических исследований Александр Сабуров представили обобщенную научно-образовательную программу «Арктического плавучего университета — 2019». Образовательные блоки в нынешнем рейсы включают следующие темы:
- океанография (Анна Весман, Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт)
- метеорология (Андрей Безгрешнов, Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт)
- арктическая политика (Александр Сергунин, Санкт-Петербургский государственный университет)
- арктическое право (Андрей Тодоров, ИМЭМО РАН)
- история СССР (Ксения Татарченко, Университет Женевы)
- российская полярная история (Барбара Шеннерляйн, Немецкое общество полярных исследователей)
- космические мониторинговые исследования (Дмитрий Ковалев, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова)
- источники метана (Дэниэл МакГиннис, Университет Женевы)
- социальные науки в Арктике (Наталья Кукаренко, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова)
- микробиология (Зоригто Намсараев, Курчатовский институт)
- энергия (Евгений Панкратов, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова)
Группа метеорологов из «ААНИИ» изучает солнечную радиацию по маршруту следования «Профессора Молчанова». Цель исследований — получить новые данные о распространении солнечной радиации по берегу Баренцева моря и в самом море.
Группа океанологов из «ААНИИ» берет пробы воды, чтобы получить новые данные состояния океана: температуры и солёности. Из года в год данные сопоставляются и можно делать выводы о динамике измерений.
Совместно ученые из «ААНИИ» и Федеральной политехнической школы Лозанны проводят исследования загрязнения океана и берегов микропластиком.
На борту «Профессора Молчанова» собирает пробы сотрудник лаборатории «Арктического биомониторинга» САФУ Анна Трофимова. Лаборатория — это проект, поддержанный мегагрантом Правительства Российской Федерации, по разработке методологии биологического мониторинга и оценке рисков для здоровья населения, связанных с передачей стойких загрязняющих веществ через пищевые цепи.
Сотрудники лаборатории изучают, как загрязняющие вещества переносятся рыбами и птицами из Азии и Европы в Арктический регион, попадают по пищевой цепи к человеку, и как это отражается на здоровье северян. Человек как последнее звено пищевой цепи аккумулирует в себе загрязнители, которые практически не выводятся из организма. В Арктике почти не осталось высокотоксичных производств, но птица и рыба все равно заражена пестицидами и тяжелыми металлами.
Собранные образцы обрабатываются на биологические и химические параметры. Сотрудники лаборатории проводят встречи с местным населением и объясняют, как правильно приготовить пищу для снижения рисков заражения вредными веществами. Разработаны рекомендации по корректировке питания и способов приготовления пищи из мигрирующих видов птиц и рыб. Членами научного коллектива Лаборатории разработаны и направлены на рассмотрение предложения по изменению законодательства для обеспечения безопасности человека в Арктике.
Третий год в экспедиции участвуют магистранты и исследователи из Швейцарии, где в 2014 году стартовал совместный проект трех университетов (Университет Женевы, Федеральная политехническая школа Лозанны, Университет Лозанны) «Женева Глобаль». Каждый год десять студентов помогают проводить исследования на борту «Профессор Молчанов» по таким темам: микропластик, зоопланктон, распространение метана и углекислого газа, научная журналистика.
Представители китайского исследовательского нефтяного института «Синопек» проводят исследования, связанные с вечной мерзлотой.
Зоригто Намсараев, ведущий научный сотрудник «Курчатовского института», изучает микробиологическое разнообразие Баренцева моря.
В проведении океанографических и микробиологических работ помогают представители Корейского полярного исследовательского института Джу Хён Ли и Эн Инхие.
Группа геологов из Китайского нефтяного университета и студент Тюменского индустриального университета Антон Широких изучает породы Шпицбергена.
На борту «Профессора Молчанова» представлены и социальные науки: русские поселения на Шпицбергене изучает немецкий историк Барбара Шеннерляйн. Представители Национальной Академии искусств Осло пытаются найти новые хореографические инструменты для воплощения научного знания в искусстве.
Источник: narfu.ru