В Архангельске представили новые факты о полярниках Русанове и Воронине
К юбилею полярных исследователей Владимира Русанова и Владимира Воронина, чьими именами названы улицы в округе Варавино—Фактория, на базе Архангельского водорослевого комбината прошла лекция «Русанов и Воронин: 285 лет на двоих!». Историк Василий Абрамовский поделился новыми фактами из жизни исследователей Арктики и показал архивные фотографии.

На лекции собралось полсотни неравнодушных жителей, интересующихся не только историей города, но и изучением биографии известных полярников-исследователей, особенно тех, чьи имена связаны с городом. Среди них — советский исследователь Арктики, один из пионеров освоения Северного полюса Земли Иван Папанин, арктический исследователь, геолог, капитан Владимир Русанов и полярный исследователь, участник экспедиций в Арктике Владимир Воронин.
По словам историка Василия Абрамовского, если с биографией Папанина горожане знакомы, то о подвигах капитанов Русанова и Воронина знают далеко не все. А в этом году 15 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Русанова и 17 октября — 135 лет со дня рождения Владимира Воронина — два прекрасных повода напомнить о жизни арктических исследователей и их подвигах.
Полярник с церковным образованием
Сегодня Василий Абрамовский располагает редкими фотографиями, относящимися к полярнику Русанову. Например, одна из них — фотография дома в Орле, где родился капитан.
— Его отец рано умер. Мать в последующем смогла успешно выйти замуж. Русанов окончил Орловскую духовную семинарию. И это очень интересная история: полярников с церковным образованием я не знаю никого! В 1897 году он поступил вольным слушателем на естественный факультет Киевского университета. Но здесь он проучился недолго. После участия в студенческих беспорядках ему запретили посещать лекции, и молодой человек вернулся в Орел, где находился под постоянным полицейским надзором, — рассказывает он.

За свои революционные взгляды Русанова, как активного подпольщика, арестовали по делу Рабочего союза. В тюрьме он продолжил заниматься самообразованием — среди прочитанных книг его особым вниманием пользовалась книга Фритьофа Нансена «Среди львов и во мраке полярной ночи». Спустя два года освобожден под негласный надзор полиции, но через два года, в мае 1901-го — вновь в опале: Владимира Русанова на основании высочайшего постановления высылают на два года в Усть-Сысольск Вологодской губернии. В архиве истории есть фотография, на которой представлены заключенные, находящиеся в этой самой ссылке в Вологодской губернии. В последующем многие из них станут знаменитыми. Среди присутствующих на фото: Владимир Русанов, военный моряк; командир ледокола «Канада» Николай Мукалов; русский религиозный и политический философ Николай Бердяев; русский писатель, художник, каллиграфист Алексей Ремизов; русский революционер и государственный деятель Анатолий Луначарский и другие.
Кстати, эта фотография к Василию Абрамовскому попала случайным образом. К историку обратилась вологжанка Евгения Маевская. Она хотела больше узнать о своем предке и отправила фотографию вологодских ссыльных историку. Именно Евгения идентифицировала на том самом коллективном фото ссыльных.
После ссылки, мечтая продолжить обучение, Русанов вместе с женой уезжает в Париж, где поступает в Сорбоннский университет на естественное отделение. Здесь он получил право на написание докторской диссертации. Кстати, материал для диссертации он решил собирать на Новой Земле, где геология на тот момент была совершенно не изучена. Для путешествия на Новую Землю он прибыл в Архангельск.

С 1907 по 1911 год Владимир Русанов совершил пять экспедиций на Новую Землю. Память об этом хранят ретрофотографии Захара Виноградова из фондов музея Владимира Русанова в Орле.
Первая экспедиция — из западного устья пролива Маточкин Шар в сопровождении проводника-ненца на обычном ненецком карбасе. Здесь они совершили плавание до Карского моря и обратно. Самостоятельные исследования на Новой Земле закрепляют за Русановым статус перспективного ученого-геолога, а его данные геологии архипелага в Северном Ледовитом океане получают высокую оценку профессоров Сорбонны. Спустя год он вновь совершает экспедицию на Новую Землю, правда как участник французской научной экспедиции под начальством Шарля Бенара.
— Продолжая обработку собранных материалов, Русанов пишет статьи. В одной из них —"О силуре Новой Земли" — он приходит к интересным выводам о тесной связи между Ледовитым океаном и исчезнувшим морем Центральной Европы в период палеозоя. Важно значение имели также его заключения о путях и времени расселения некоторых разновидностей девонской фауны в полярных областях. Эта французская экспедиция принесла Владимиру Александровичу славу талантливого геолога и смелого исследователя. Поэтому, когда архангельские власти стали готовить экспедицию на Новую Землю, они пригласили именно Русанова как геолога, — рассказал Василий Абрамовский.

Так, в результате этой экспедиции, которая была весьма непростой для Владимира Русанова (он сильно повредил ногу при разгрузке парохода в заливе Крестовая Губа плюс неблагоприятные погодные условия для геологических исследований), на острове Новая Земля было обнаружено много полезных ископаемых, среди которых каменный уголь, мрамор, диабаз и аспидный камень.
— Начиная с 1910 года Русанов регулярно публикуется, в том числе в архангельских изданиях, где он прямо ставит вопрос о необходимости освоения Северного морского пути. И он первый с научной точки зрения обосновывает необходимость освоения этого огромного морского пространства. Этому способствует экспедиция 1910 года на Новую Землю — на этих словах лектор знакомит присутствующих с раритетной фотографией, в центре которой находится легендарный житель Новый Земли, в последующем председатель Совета острова Тыко Вылка.
Кстати, впоследствии Тыко Вылка изобразил Владимира Русанова на нескольких своих картинах.
Заключительный эпизод жизни полярника, капитана связан с 1912 годом. В этом году Русанов возглавил экспедицию на боте «Геркулес». Кстати, именно эта экспедиция стала первой, которая отправилась Северным морским путем. Задача экспедиции был обследовать районы острова Шпицбергена. В тот период остров никому не принадлежал, но там добывали уголь шведы, американцы, норвежцы. И необходимо было какую-то часть этой территории застолбить за Российской империей.
— Сам Русанов, помимо того что изучил западный берег Шпицбергена, едва ли не первый насквозь прошел ледник Шпицберген. После этого он мог с экипажем вернуться, но судно Русанова «Геркулес» взяло курс на Новую Землю. Из поселка Маточкин Шар была отправлена последняя телеграмма, датируемая 18 августа 1912 года: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов». Где, как и когда погиб «Геркулес» и десять членов экспедиции, неизвестно до сих пор, — рассказал историк.

Сегодня в исторических архивах есть последняя фотография капитана, сделанная при жизни, и коллаж фотографий, которые относились к последней экспедиции: столб «Геркулеса» с надписью «1913 год, что был обнаружен в 1934 году на безымянном острове» (сейчас остров Геркулес), находящемся близ берега Харитона Лаптева на Таймыре, и некоторые вещи участников загадочной экспедиции. Историк отметил, что вещи участников экспедиции можно посмотреть и в настоящее время.
— В Архангельском краеведческом музее разработана экскурсия «По следам трех капитанов». Эта история героических событий трех русских арктических экспедиций по северным морям под руководством Георгия Седова, Георгия Брусилова и Владимира Русанова. В центре внимания сенсационные находки пропавших экспедиций, в том числе предметы из последней экспедиции Русанова, — сказал он.
В настоящее время именем Русанова названы бухта и полуостров на Новой Земле, ледник на Северной Земле, гора в Антарктиде, улица в Архангельске, Мурманске и других городах нашей страны. В Орле есть дом-музей Владимира Русанова, расположенный на одноименной улице.
Первый национальный герой
Будущий полярный исследователь Владимир Воронин родился на Белом море — в Сумском Посаде (в настоящее время Республика Карелия, но в 1890 году была территорией Архангельской губернии). С Архангельском у Владимира Воронина действительно была сильная связь: он здесь и учился, и на своих судах постоянно возвращался, и ремонтировался, и жил со своей семьей. У него долгие годы была прописка в Архангельске. До сих пор сохранился дом капитана Воронина в Северодвинске, в котором он долгое время проживал. Самый узнаваемый образ капитана и полярного исследователя Владимира Воронина — его бессменные усы.

— Воронин — классический архангельский капитан. Дело в том, что все полярные экспедиции 20–30-х годов уходили из Архангельска. И некоторые сюда же возвращались. Получается, Воронин на рубеже этих годов был значимой архангельской морской фигурой. Кстати, Воронин является выпускником Архангельского мореходного училища. Окончил он его в 1916 году. С 1980 года училище носит его имя. А в настоящее время училище модернизировано в институт, который всем нам известен как Арктический морской институт имени В. А. Воронина, у которого в следующем году юбилей — 245 лет, — подчеркнул Василий Абрамовский.
Кстати, в 20–30-х годах прошлого столетия Владимир Воронин был кумиром молодежи.
— И на эпоху Воронина выпало время, когда государство сформулировало понятие «национальный герой». Собственно, первыми Героями СССР стали семь летчиков, которые в апреле 1934 года спасли экипаж парохода «Челюскин», исследовавшего Арктику и Северный морской путь. За сложнейшей операцией следил весь мир. Воронину, как капитану парохода «Челюскин», звания не дали, потому что пароход был потерян и затонул в Чукотском море. Тем не менее слава капитана Воронина гремела на весь Советский Союз. В 1932 году ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием Воронина и руководством Отто Шмидта впервые совершил сквозной переход по Северному морскому пути за одну навигацию — два месяца и пять дней. Информация об этом подвиге была опубликована на первых полосах газет, — рассказывает Василий Абрамовский.

По словам историка, в те дни принадлежность территории Арктики решилась в считанные дни. Например, в конце 20-х годов Земля Франца-Иосифа еще не была зафиксирована Советским Союзом: на нее претендуют норвежцы, американцы и другие северные страны.
— В 1929 году экспедиция под руководством Шмидта и с капитаном Ворониным буквально пробивается сквозь льды к Земле Франца-Иосифа и водружает там советский флаг. Их экспедиция опережает всего на 1,5–2 недели норвежскую экспедицию, которая застряла во льдах. Если было бы все иначе, возможно, Земля Франца-Иосифа была бы норвежской, а не советской. Через год Воронин и Шмидт повторили эту экспедицию на Землю Франца-Иосифа, где основали еще и круглогодичную полярную станцию. Кстати, станция существует до сих пор, — рассказал историк.
В конце 30-х годов Владимир Иванович был капитаном флагманского ледокола «Ермак». В Ленинграде был построен корабль Северного ледокольного флота «И. Сталин», который и возглавил самый опытный и известный капитан Советского Союза — Воронин!

— Владимир Иванович получает военное звание — капитан I ранга. В военные годы Воронин работает старшим лоцманом в Архангельске и проводит зимой союзные караваны судов с грузами сквозь дельту Северной Двины. И до конца своих дней Владимир Воронин командовал флагманским ледоколом «И. Сталин» («Сибирь») на Северном морском пути. Умер он от инфаркта на капитанском мостике в день своего рождения в 1952 году, — отметил Василий Абрамовский.
В честь капитана Воронина названы суда морского и речного флота, улицы в Архангельске, Санкт-Петербурге, Беломорске, Северодвинске и Екатеринбурге.
По стопам исследователей
Библиограф Центральной библиотеки имени Ломоносова Архангельска Галина Пушкарева одна из тех, кто побывал на этом мероприятии. По ее словам, судьба отважных покорителей и исследователей Арктики Владимира Русанова и Владимира Воронина сегодня интересна как взрослым, так и молодежи.
— Мне была интересна эта встреча, потому что накануне я готовила видеообзор книг о Русанове, посвященных 150-летию со дня его рождения. И все книги, которые рекомендовал Василий Николаевич, прошли через меня. К тому же такие чудесные фотографии! — сказала она.
Среди неравнодушных к краеведению, к судьбе полярников, чьими именами названы улицы города в округе Варавино—Фактория, жительница округа Галина Багаева.

— Я родилась и живу на Фактории. Знаю улицы Воронина и Русанова, которые граничат с проспектом Ленинградским. Мне хотелось больше узнать об этих полярных исследователях. Лекция очень понравилась. Я до сих пор под впечатлением, что запомнила, обязательно расскажу о судьбе капитанов своим внучкам. Без прошлого нет будущего, — поделилась архангелогородка.
Кстати, к 150-летию со дня рождения Владимира Русанова в Орловском государственном институте культуры состоялась Всероссийская научная конференция. А ее участников с борта Международной космической станции приветствовали космонавты Роскосмоса Сергей Рыжиков, Сергей Зубрицкий и Олег Платонов. Они отметили труды ученого по освоению Северного морского пути и его вклад по освоению Арктики, которые сегодня являются основой для современных полярных исследований. К космонавтам присоединились и специалисты полярной станции на мысе Челюскин — самом северном мысе Евразии.
В свою очередь, в Архангельске на базе городских библиотек прошли мероприятия, посвященные юбилею выдающихся полярников и капитанов. Так, библиографы Центральной городской библиотеки имени М. В. Ломоносова подготовили к 150-летию со дня рождения В. А. Русанова видеообзор «Пропавшая экспедиция», с которым можно ознакомиться в любое время в онлайн-формате.
Елена Чудесная. Фото автора