Флот спасения. История детских судостроительных бригад в Соломбале 1942—1945 гг. и современный опыт реконструкции
Северный морской музей приглашает на открытие новой выставки — «Флот спасения. История детских судостроительных бригад в Соломбале 1942–1945 гг. и современный опыт реконструкции».
Это выставка — посвящение 80-летию Великой Победы — совместный проект Северного морского музея и Товарищества поморского судостроения.
Открытие выставки состоится 22 ноября (суббота) в 12.00 в Северном морском музее, Архангельск, Набережная Северной Двины, 80. Вход на открытие свободный.
Про что выставка?
Архангельск не находился на линии фронта, но война не обошла наш город стороной. Централизованные поставки хлеба значительно сократились. Вылов рыбы уменьшился в разы: многие рыболовные траулеры были переданы военно-морскому флоту. Ловить рыбу в открытом море стало опасно — был риск встретить противника. Кроме того, Архангельск принял несколько десятков тысяч эвакуированных граждан. В результате город-порт, принимавший от союзников грузы по ленд-лизу, в том числе продовольствие, начал испытывать голод. Самыми сложными были 1941 и 1942 годы. На Архангельской судоверфи Главрыбосудостроя в 1942 году разворачивается строительство парусно-моторных ёл — промысловых судов грузоподъёмностью три тонны. Благодаря небольшим размерам, ёлы могли вести лов рыбы в прибрежной мелководной зоне, не опасаясь стать добычей подводных лодок врага. Ёла имела простую конструкцию, что позволяло в короткое время построить большое количество таких судов. Но, чтобы строить много и быстро, нужно иметь большое количество умелых рабочих рук. На Архангельской судоверфи в начале войны возник дефицит квалифицированных кораблестроителей. К 1943 году их заменили подростки — выпускники школы фабрично-заводского обучения. Многим из них было по 14–16 лет. В школе ФЗО юноши и девушки получали рабочую профессию и направлялись трудиться на судоверфь. Работа детских судостроительных бригад была организована по поточному принципу. Внедрение поточного принципа позволило поднять производительность труда. Например, стапельный участок стал за две смены выпускать три корпуса ёл.
В 2021 году, в процессе оцифровки архива судоверфи, сотрудниками Товарищества поморского судостроения был обнаружен фотоальбом, рассказывающий о постройке промысловых ёл подростковыми бригадами в период Великой Отечественной войны. Кроме фотоальбома были найдены чертежи 1943–1945 годов. Весной 2025 года по этим чертежам на верфи Товарищества поморского судостроения была построена парусно-¬моторная ёла. В постройке судна принимали участие юноши и девушки — учащиеся общеобразовательных школ Архангельска.
Летом 2025 года построенная ёла, под руководством капитана Евгения Шкарубы отправилась в экспедицию по маршруту: Дубна — Рыбинск — Череповец — Белозерск — ¬Вытегра — о. Кижи — Беломорско-Балтийский канал — о. Соловецкий — Архангельск.
В экипаж экспедиции вошли школьники, принимавшие участие в постройке ёлы. Роль судна сопровождения выполнял парусно-гребной карбас «Матера». Экспедиция торжественно финишировала в Архангельске 22 августа, в День Государственного флага России.
Помимо постройки судна, сотрудниками верфи и музея велись поиски родственников тех, кто во время войны работал на судоверфи. Для истории очень важно знать их имена. Этот поиск не закончен, он продолжается и в настоящее время.
Выставка «Флот спасения» посвящена трудовому подвигу детских судостроительных бригад, работавших на Архангельской судоверфи во время Великой Отечественной войны. Выставка состоит из двух частей. Первая часть «День сегодняшний» (уличная) посвящена строительству ёлы на верфи Товарищества поморского судостроения и экспедиции, состоявшейся летом 2025 года. Вторая часть «Суровые будни» (в постоянной экспозиции музея) рассказывает о работе детских судостроительных бригад во время Великой Отечественной войны.
Проект состоялся благодаря поддержкеФонда президентских грантов, САФУ имени М.В.Ломоносова, Губернатора Архангельской области, Министерства культуры Архангельской области и Архангельского отделения Российского военно-исторического общества РВИО — Архангельск.
Авторский коллектив: Евгений Тенетов, Евгений Шкаруба, Polina Shkaruba.
Координатор: Федор Пильников.
Дизайн: Антон Зубов.
