На Соловках открыли выставку о рукописях монастыря
12 августа состоялось открытие новой экспозиции Соловецкого музея-заповедника «Звучащие рукописи Соловецкого монастыря» (авторы: Е.В. Волкова и О.А. Лаврешова) в историческом помещении монастырской библиотеки.
Собравшихся поприветствовал директор Соловецкого музея-заповедника, наместник Соловецкого монастыря епископ Порфирий, отметивший, что выставка дала второе дыхание помещению. «Здесь не просто внутренняя библиотека монастыря, которой могла пользоваться братия, но и постоянно действующая экспозиция, предлагающая повествование всем, кто захочет прикоснуться к этим страницам истории, к соловецкой книжности, различным ее разделам, рукописям и музыкальному наследию».
Главным украшением программы стало выступление братского хора Соловецкой обители, исполнившего песнопения из древних рукописей монастырской библиотеки.
В программе открытия выставки участвовала М.С. Егорова, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, главный научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М.В. Бражникова, руководитель музыкальной части проекта. О.Г. Волков, ученый секретарь Соловецкого музея-заповедника, рассказал об истории памятника и книжного собрания Соловецкого монастыря. От имени Соловецкого Морского музея выступил А.В. Лаушкин. В рамках программы прошел мастер-класс по каллиграфии художника А.А. Уппит.
Е.В. Волкова, один из авторов проекта, рассказала о партнерах, концепции экспозиции и ее составе:
Экспозиция создавалась в сотрудничестве с Соловецким монастырем, Российской национальной библиотекой и Научно-исследовательской лабораторией музыкальной медиевистики им. М.В. Бражникова при Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Выставка подробно знакомит с историей формирования, бытования и изучения Соловецкой библиотеки, одного из самых значительных и цельных книжных собраний Древней Руси, рассказывает о непреходящей значимости и красоте духовной книги и предоставляет возможность услышать, как звучали древние песнопения, записанные в нотированных рукописях Соловецкого собрания.
Художественное решение экспозиции в целом, ее архитектура и образные доминанты помогают настроиться на то вневременное измерение, которым дышит древнерусская книжная культура, являя нам тот свет, что скрыт в древних, подчас темных для нас ковчежцах рукописей Соловецкой библиотеки.
Трагическая история Соловков, многочисленные вывозы ценностей и пожары, опустошившие обитель, делают неизбежным использование на экспозиции виртуальных объектов, мультимедийных средств, копийного материала.
Центральное место в историческом разделе экспозиции занимает видеорассказ Е.В. Крушельницкой, зав. сектором Рукописного отдела РНБ, о судьбе соловецкой библиотеки и наиболее выдающихся кодексах собрания.
В витринах представлены также подлинные предметы, связанные с книжной культурой, из фондов Соловецкого музея-заповедника и Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря.
Специально для этой выставки была изготовлена копия переплета рукописи Ефрема Сирина, дающая представление о внешнем облике книг соловецкого собрания в период расцвета книжности в 40-е гг. ХVII в., когда в обители действовала Книжная палата.
Название экспозиции подчеркивает ее отличительную особенность — древние рукописи здесь оживают и звучат. Благодаря Лаборатории музыкальной медиевистики им. М.В. Бражникова при Санкт-Петербургской государственной консерватории с 2019 по 2022 гг. в аутентичном звуковом пространстве храмов обители были сделаны профессиональные записи древних песнопений. В проекте участвовали ансамбли древнерусской музыки под руководством Софии Никольской и Романа Поимцева, а также братский хор Соловецкого монастыря (регент: иеродьякон Афанасий Савельев). Избранную часть этих записей мы представляем на нашей экспозиции. Музыкальная программа включает в себя песнопения престольным праздникам Соловецкого монастыря, прежде всего — Преображению Господню, а также соловецким святым: прп. Зосиме, Савватию и митрополиту Филиппу.
Для заинтересованных индивидуальных посетителей на экспозиции оборудована особая зона, рассчитанная на углубленное погружение в проблематику экспозиции и подробное знакомство с ее контентом. Там же находится Стол каллиграфа — интерактивная площадка для каллиграфических опытов.
Создание экспозиции — это трудоемкий коллективный проект, который был реализован благодаря слаженной работе практически всех подразделений музея. Авторы экспозиции выражают искреннюю благодарность администрации музея-заповедника и всем со-трудникам, участвовавшим в проекте.
Фото: Соловецкий музей-заповедник