Новости

В Архангельске Арктическая школа молодых ученых собрала участников из 15 вузов

Первая Арктическая научная школа для молодых ученых открылась в Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) в Архангельске, передает корреспондент ТАСС. На нее приехали 50 студентов из 15 российских университетов — участников Ассоциации «Национальный арктический научно-образовательный консорциум» (Ассоциация «НАНОК») из Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска, Тюмени, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга, Петрозаводска, Усинска, Рязани и Орла.

7589565
                                                                                                                                    © Ирина Скалина/ТАСС

Каждый из участников ведет научный проект по арктической тематике, школа призвана помочь получить актуальные знания о работе российских ученых в Арктике, о карьерных перспективах в этой сфере, а также получить практические навыки, поддержку и мотивацию, необходимые исследователям на начальном этапе карьеры.

«Мы привлекли лекторов разных дисциплин и направлений для того, чтобы участники школы увидели весь спектр многообразных арктических исследований, которые ведутся в нашей стране сегодня, и таким образом смогли посмотреть шире своей тематики, понять в целом, как развивается арктическая наука, — рассказал ТАСС директор Института стратегического развития Арктики САФУ Александр Сабуров. — Во-вторых, мы хотим показать, что наука, и особенно наука в Арктике, это не только работа в лабораториях, это еще и возможность интереснейших экспедиций, полевых выездов, без которых просто невозможно проводить эти исследования».

Лекции и мастер-классы школы проводят восемь экспертов из МГУ, Северо-западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, Тюменского государственного университета, Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН и САФУ.

«Ученые, которых мы пригласили, не сидят, условно, в башне из слоновой кости, это интересные люди с богатым жизненным опытом», — добавил собеседник агентства.

Профессор МГУ Александр Пилясов рассказал, как менялись техника и тематика экономико-географических исследований Арктической зоны России с 1930-х годов до настоящего времени. Он отметил такую особенность, что еще 20 лет назад в ходу был в основном термин «север», понятие «Арктика» как в научном обиходе, так и в целом стала его заменять и вытеснять с середины нулевых.

«Это появилось исключительно благодаря Арктическому совету и международному нажиму, чтобы мы тоже, будучи арктической страной, не потеряли флаг. Это влияние международное, — пояснил он ТАСС. — А когда международное сотрудничество сейчас схлопывается, то возникает мысль, не надо ли нам возвращаться к той самой „северности“, которой мы занимались десятилетиями, которая есть идентичность России. А Арктика погружена как бы на циркумполярность, на глобальность, на другие страны».

«Стопоход», попутный газ и железная дорога

Часть участников школы — победители конкурса студенческих научных работ Ассоциации НАНОК. Церемония награждения прошла на открытии. Трое студентов автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета (Якутск) разработали прототип шагающей машины, которую можно было бы использовать на труднодоступных территориях Арктической зоны РФ. Молодые разработчики называли свою машину «стопоход», вместо колес или гусениц у нее четыре ноги. По словам студентов, такая конструкция меньше повреждает почвенный слой, кроме того, она способна преодолевать небольшие водные преграды.

«Мы пробовали запускать его в искусственный водоем небольшого размера, наш „стопоход“ смог преодолеть этот маленький брод. Если в будущем построить в крупном масштабе, то он сможет преодолевать неглубокие речки, озера, тем самым сможет помочь [доставлять грузы] жителям труднодоступных деревень», — пояснил ТАСС студент Константин Ефремов. Для установки молодые ученые используют электродвигатель и солнечные панели.

Проект Екатерины Кочневой из Уральского федерального университета (Екатеринбург) посвящен развитию транспортно-логистического комплекса Ямала. Она рассматривает возможность транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) по железной дороге как альтернативу маршруту по Севморпути.

«Можно продлить существующие железнодорожные магистрали, которые уже есть на Ямальском полуострове, просто они частично проложены, дотянув их до Екатеринбурга, — рассказала она. — А Екатеринбург очень хорошо подвязан к Транссибу. Соответственно, можно будет распределять поставку СПГ и на запад, и на восток через Транссиб».

Студент САФУ Сардар Акрамов представлял на конкурс работу, посвященную очистке попутного нефтяного газа. Это перспективный ресурс, он может использоваться для выработки электроэнергии, кроме того, он содержит различные полезные элементы. Сейчас попутный газ в основном сжигают.

«Для каждого месторождения нужно отдельно подбирать способ очистки, способ использования, поскольку месторождения бывают разные, то есть характеристики попутного нефтяного газа также разные», — отметил Акрамов.

Участники школы посетят лаборатории САФУ и Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики, а также Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. Школа завершится 29 марта, проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов.

https://nauka.tass.ru