В Дарвиновском музее открылась выставка редких кадров арктической экспедиции легендарного Фритьофа Нансена
Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен (1861–1930) — легендарный норвежский полярный исследователь и ученый-зоолог, основатель новой науки — физической океанографии, писатель, выдающийся политический и общественный деятель, гуманист и филантроп, удостоенный Нобелевской премии мира 1922 года и множества других наград разных стран, в том числе и России. Спортсмен-лыжник и конькобежец. Первым в истории географических открытий осуществил дрейф во льдах Северного Ледовитого океана и первым пересек ледяной купол Гренландии.
Выставка, посвященная Фритьофу Нансену, в Дарвиновском музее в Москве
В 2023 г. исполнилось 130 лет с начала экспедиции Фритьофа Нансена на судне «Фрам», которая длилась больше трех лет и сделала Нансена национальным героем Норвегии. Целью экспедиции являлось исследование высоких широт Арктики и достижение географического Северного полюса. В итоге Фритьоф Нансен и Ялмар Иохансен на лыжах продвинулись дальше, чем кто-либо прежде, достигнув 86° 13’ 36’’ с. ш.; на обратном пути Нансен открыл несколько островов архипелага Земля Франца-Иосифа, находящегося в границах нынешней России. Полярным исследователям всего мира очень пригодились опыт и знания, полученные в ходе экспедиции знаменитого норвежца. Недаром в 1896 году он был избран почетным членом Императорского Русского географического общества, сообщается на сайте Дарвиновского музея.
К дате начала экспедиции издательство «Паулсен» приурочило выход книги директора музея «Фрама» в Осло Геира О. Клёвера «Нансен в фотографиях». В основе книги — все известные фотоснимки, сделанные во время экспедиции и последующего за ней лекционного турне Нансена, а также выдержки из дневников всех членов команды «Фрама». Процесс создания судна (от первых чертежей до спуска на воду) показан через переписку Нансена с судостроителем Колином Арчером и также богато иллюстрирован.
Фото: «Фрам» во льдах. Январь 1895 г. / darwinmuseum.ru
На выставке, которая в прошлом году экспонировалась в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, а теперь, до 29 апреля, будет работать в Дарвиновском музее в Москве (ул. Вавилова, 57), будут представлены репродукции редких фотоснимков, сделанных как самим Нансеном, так и членами его команды во время подготовки к плаванию и в пути к Северному полюсу; а также коротко и емко рассказано об этапах экспедиции и ее маршрутах.
У издательства «Паулсен», кроме того, есть прекрасный виртуальный фотопроект «Фритьоф Нансен — ученый и гуманист»: на сайте отображены все важные этапы жизни Нансена в фотографиях.
Фото: Капитан Йохан Самуэльсен и Фритьоф Нансен на мостике на борту парохода «Коррект».
Карское море, август 1913 г. / darwinmuseum.ru
Нансен и Россия
Кроме науки и научных связей с Россией, Фритьоф Нансен, на определенном этапе своей жизни ставший настолько весомой фигурой, что занялся политикой, — связан с нашей страной и значимой общественной деятельностью. С апреля 1920 года по линии Лиги Наций он решал вопросы репатриации около 500 тысяч военнопленных Первой мировой войны, разбросанных по разным странам мира, и 300 тысяч беженцев из России, охваченной гражданской войной. Уже в ноябре 1920 года Нансен отчитался перед Генеральной ассамблеей Лиги Наций, что добился возвращения 200 тысяч человек на родину, и подчеркнул, что и предположить не мог, что столкнется с таким количеством человеческих страданий.
Заняв должность Верховного комиссара Лиги по делам беженцев, решал задачи возвращение на родину более 2 миллионов русских беженцев, рассеянных по миру из-за перипетий русской революции. У большинства русских беженцев не было документальных свидетельств происхождения или гражданства, как не было и юридического статуса в стране пребывания. Фритьоф Нансен предложил выдавать русским, бежавшим от большевиков, особый документ, удостоверявший личность. Сначала паспорт Нансена выдавали только русским, но позже его стали получать и другие беженцы. Всего к 1922 году было выдано около полумиллиона «нансеновских паспортов». Их получили в том числе Марк Шагал, Игорь Стравинский, Анна Павлова.
Одновременно по собственной инициативе (Лига Наций отказалась помогать большевикам) занялся проблемой голода, который прямо затронул более 30 миллионов человек в стране, охваченной гражданской войной — ещё в 1920 году, анализируя положение в России, Нансен предсказывал начало серьёзного голода. И в 1921 под эгидой Красного креста Нансен создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья России.
За заслуги в деле репатриации военнопленных и помощь голодающим в России, а также за вклад, который он внес своей деятельностью в достижение взаимопонимания между народами и налаживание мирных отношений между странами, в 1922 году Нансен был удостоен Нобелевской премии мира. Сумма премии составила 122 тысячи крон. Большую часть полученной суммы Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций — в Росташах (Саратовская область) и Михайловке (Днепропетровская область), остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед за Нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя Альфреда Эриксена; эти деньги он полностью израсходовал на те же цели.
Гуманитарная деятельность Фритьофа Нансена не уступает его арктическому и научному подвижничеству. И когда было решено установить в Москве памятник, посвященный этому человеку и его вкладу в жизнь России, скульптор остановился не на роли Нансена-полярника или ученого, а на ипостаси Нансена — общественного деятеля: он изображен с маленькой девочкой, прижимающей к себе ковригу хлеба — собирательным образом спасенных им голодающих детей. В доме, который стоит за памятником, временно располагалось московское отделение Красного креста и комитет «Помощь Нансена».
Источник: https://goarctic.ru
Памятник Фритьофу Нансену в Москве, в Большом Лёвшинском переулке, дом 6, строение 1. Фото: mosprogulka.ru