Неизвестный ранее вид водорослей поможет ученым следить за состоянием Арктики

Ученые обнаружили в Карском море неизвестный вид диатомовых водорослей, получивший название Fragilaria shirshovii в честь одного из первых исследователей Арктики, сообщила во вторник пресс-служба Российского научного фонда, отметив, что наблюдения за популяциями этих микроводорослей повысит качество экомониторинга Арктики.

«Российские ученые обнаружили и описали новый вид микроводорослей, названный в честь одного из первых исследователей Арктики — академика Петра Петровича Ширшова. Диатомовая водоросль Fragilaria shirshovii может стать перспективным объектом для экологического мониторинга и оценки воздействия человека на окружающую среду», — говорится в сообщении.

​​​​Группа исследователей под руководством Николая Лобуса, старшего научного сотрудника Института физиологии растений РАН, нашла новый вид водорослей во время изучения образцов воды из мест, где Обь впадает в Карское море. Российские ученые изучали этот регион в рамках программы «Плавучий университет», собирая пробы воды из тех акваторий Обского залива, где пресные речные воды активно перемешиваются с соленой водой Северного Ледовитого океана.

Жизнедеятельность и внешний вид диатомовых водорослей исследовали при помощи микроскопа, также ученые проанализировали структуру ДНК. Анализ указал, что новый вид принадлежит к роду Fragilaria, представители которого обитают как в пресноводных, так и в соленых водоемах.

Как отмечают исследователи, новый вид водорослей заметно отличается от других представителей рода. Это позволяет использовать его в качестве дополнительного инструмента для мониторинга состояния окружающей среды в комбинации с прочими диатомовыми водорослями, чувствительными к воздействию человека на природу.

Диатомовыми называют одноклеточные водоросли, клетки которых защищены панцирем из кремнезема (диоксида кремния). Их единственная клетка покрыта двумя створками, которые соединяются между собой. Согласно оценкам экспертов, в мире существует до 300 тыс. видов диатомовых водорослей, однако описана только их малая часть — около 20 тыс.

«Диатомовые водоросли являются одним из ключевых объектов, используемых при проведении оценки качества вод и мониторинга состояния экосистем во всем мире, поэтому описание новых таксонов, наряду с пониманием особенностей их экологии, дополняет наши знания и расширяет используемый инструментарий», — сообщала ранее пресс-служба Минобрнауки России.