Дневник второго рейса «Арктического плавучего университета-2023». День двадцатый (23 июля). Три высадки за одни сутки
Думаю, что мы поставили рекорд среди всех 17 экспедиций «Арктического плавучего университета» за 11 лет. Три высадки в течение суток! На остров Вильчека, Землю Вильчека и остров Хейса. С вами снова я, Юлия Смирнова, и дневники второго рейса «АПУ-2023».
Остров Вильчека как другая планета
День начался ночью. Солнечной полярной ночью. В три часа встречаемся на вертолётной площадке. Сонные восторженные возгласы — красота вокруг сказочная! На синем бархате застывшего в штиле моря — бриллианты льдин. На голубом шелке неба — ни облачка.
— Такая погода на Земле Франца-Иосифа раз в десять лет бывает! — удивлён наш опытнейший пилот Александр Макаров.
Уже глядя на остров Вильчека из иллюминатора, я понимаю: это любовь с первого взгляда. Таких ярких пейзажей Арктика нам еще не показывала в этой экспедиции. Черно-белые амфитеатры гор, ультрамариновые заливы, в которых резвятся белухи, белые паззлы льдин...
Первая остановка — на гористом юго-западе острова Вильчека. Здесь остаются геолог Антон Шманяк, микробиолог Артемий Гончаров, специалист по полярной фауне Никита Платонов и режиссёр Максим Агурбаев. Им предстоит длинный и непростой 10-километровый маршрут.
Остальные летят к песчаным пляжам. Первая точка — у снежника и крутого склона. Арина Бартова берет пробы горных пород, Владимир Холодов — почвы. И все вместе карабкаемся вверх.
— Другая планета! — в восхищении восклицает оператор Владимир Егоров. Чёрные камни, сверкающие на солнце белые склоны гор вдали. Внизу, у наших ног, огромный песчаный пляж и синее-синее Баренцево море с жемчужинами-льдинками. И «Михаил Сомов», черно-красный акцент на этой картине арктической природы.
Ботаник Юрий Бобров прильнул к земле с фотоаппаратом — похоже, нашёл новый вид растений для этого острова, до сих пор никем не описанный. Вот как, оказывается, выглядит момент научного открытия!
Африканские барханы в Арктике
Быстро съезжаем по снегу на пляж. Странно звучит, да? Оксюморон же — по снегу на пляж! Если вам именно так и кажется, значит, вы просто не были на пляжах Баренцева моря.
Среди песка и плавника подмигивает оранжевый рыбацкий буй. Морской мусор напоминает, что это вовсе не другая планета, а наша, родная. Вода в море на удивление тёплая (не купалась, но потрогала). Волны играют льдинками в прибое.
Все, кому нужны пробы воды, быстро справились с задачей. Увы, с пляжа пора уходить. Но следующая точка поражает ещё больше и усугубляет ощущение, что мы оказалось в декорациях фильма про высадку на Марс. Волнистые барханы, словно в Сахаре. И сюрреалистичные базальтовые скалы (собственно, ради них сюда и шла геолог Арина Бартова). Здесь у нас завтрак. Шесть утра, самое время выпить чашечку кофе из термоса.
И ещё один переход — к таким же неуместным, казалось бы, в Арктике «африканским» барханам у подножья ледника. Здесь тоже взяты пробы, описана геоморфология. Вызываем по спутниковому телефону вертолёт и успеваем «позагорать», лёжа на песке.
Земля Вильчека — один шанс из тысячи
Буквально через пару часов вертолёт вновь раскручивает винты. Небольшой десант во главе с геологом Антоном Шманяком отправляется на Землю Вильчека — большой остров, почти полностью покрытый ледником. Белая точка на геологической карте России в прямом и переносном смысле. Здесь никто и никогда не определял возраст пород.
Но нам везёт! Пилотам удаётся совершить посадку на южном склоне, где выглянули из-под ледяного панциря скалы. Антон Шманяк получает бесценные пробы.
— Это один шанс из тысячи, подарок судьбы! Нам повезло с погодой. Мы оперативно приняли решение о месте посадки. Почему отобранные породы так важны? Эти комплексы вообще не изучены, полный ноль, здесь никто не был. Скорее всего, они относятся к позднему этапу магматизма на Земле Франца-Иосифа и Шпицбергена, — Антон Васильевич после возвращения на борт сияет от счастья. День открытий!
Люди и «заброшки» острова Хейса
Длинный день продолжается. «Михаил Сомов» встаёт на якорь у острова Хейса. У команды здесь много работы. Тянут шланголинию между судном и берегом — толстенный шланг, по которому качают топливо, запас для метеорологов на год. Вертолет разгружает запасы и оборудование.
Меняется состав самой северной российской метеостанции (80 градусов 34 минуты 50 секунд северной широты). На острове Хейса остаётся всеобщая любимица, португальская овчарка Тося, и ее хозяйка Надежда Земцовская. Она теперь начальник станции до следующего лета.
С ее предшественником Александром Губановым мы знакомы с 2021 года, когда «Арктический плавучий университет» тоже заходил на остров Хейса. Сейчас Александр вернётся на «Сомове» на большую землю — после года вахты положен год отдыха.
Тося уже лает на вертолеты на правах хозяйки. На высоком берегу ветер сдувает с ног и вырывает из рук телефоны. Отсюда, сверху, кажется, что «Сомов» пришвартован к огромному айсбергу, ледяная глыба притулилась у самого борта.
У Космического озера собрались в круг яркие, живые дома современной метеостанции и серые призраки «заброшки». В 1957 году здесь были открыты обсерватория имени Кренкеля и космодром, запускали метеорологические ракеты для зондирования атмосферы. На острове Хейса постоянно жили и работали 140 человек. Сейчас максимум пятеро.
— Очень хорошо, что побывал на Хейса, это глобальная антропогенка для этих мест. Интересно посмотреть, как отличаются накопления чёрных металлов в лишайниках на этом острове и есть ли вообще различия между островами. То же самое и по снегу, — доволен высадкой студент САФУ Семён Крысанов.
Он ещё захватил подарок для Артемия Гончарова: свежее, но, увы, разбитое яйцо гаги. Идеальная проба для микробиологических исследований.
...Вечерним рейсом возвращаемся на судно и даже успеваем к ужину. У экипажа НЭС и сотрудников Севгидромета работа кипит до полуночи. «Сомов» остаётся у острова Хейса до завтра. А мы после трёх высадок готовимся к следующей — ранним утром вылет на Комсомольские острова.
Фото: Юлия Смирнова
Партнерами и спонсорами проекта «Арктический плавучий университет» являются Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, банк ВТБ, ПАО «Новатэк», ПАО «ГМК «Норильский Никель», Правительство Архангельской области, Русское географическое общество.