«Нормальная качка — когда стулья летают»: про мой первый шторм в Арктике и высадку на острове Вайгач
Наш арктический спецкор Алина Ромашова прислала весточку из Ледовитого океана.
Наша коллега Алина Ромашова находится в арктической экспедиции уже две недели
Фото: Алина Ромашова
Среди участников рейса «Арктического плавучего университета — 2023» — наша коллега Алина Ромашова. От арктического спецкора 29.RU мы уже узнали немного про быт на борту экспедиционного судна. В этой колонке из Северного Ледовитого океана она описала состояние в свой первый шторм. Объяснила суть первой в жизни вахты с капитанского мостика. А еще, наконец, она вышла на берег — Алина побывала на острове Вайгач, который показался ей сказочным. По пятницам Алина присылает нам весточку из рейса, и вот что она рассказала на этот раз.
Как мои сосуды «помолодели»
Про свой первый шторм я еще скажу чуть ниже — к нему нас будто бы готовили с самых первых дней, так тщательно изучали наше здоровье. Баренцево море приняло нас очень бережно, меня немного укачало только поначалу, еще в Белом. Как только я понимала, что мне нехорошо, выпивала таблетку.
Тут можно оценить масштабы научной экспедиции
Фото: Полина Авдошина
За здоровьем участников следит на борту заслуженный врач РФ, доцент СГМУ Леонид Александрович Зубов, у него огромный опыт работы на Крайнем Севере. Последние годы в экспедициях «Арктического плавучего университета» он исследует особенности нервной системы человека. Я тоже побывала в его кабинете: на мои ноги и запястья прикрепили специальные прищепки аппарата, который сканирует множество показателей организма. Нужно было спокойно пролежать пять минут, а потом столько же простоять. Показатели можно смотреть на компьютере.
— Ты всего лишь встала, а уже поехала! Нагрузка-то совсем ничего, а у тебя пульс подскочил, — сказал мне тогда доктор. Оказалось, по шкале, похожей на светофор, можно определить степень адаптации. Это была первая неделя на борту, и у меня была «четверка» — средне. Когда стресса нет — это 1, зеленый цвет. А когда состояние тяжелое, и надо помочь из него выйти — это 10, красный. Большинство из нас тогда только адаптировались, хорошо, что стихия не стала нас испытывать на прочность сразу и будто дала время подпривыкнуть.
— Чтобы к концу экспедиции у всех результат был зелёный! Это не просьба, а приказ! — пошутил врач. Чтобы быть в норме, каждый год он советует участникам рейса искать и устраивать для себя удовольствия.
Как себя чувствуют на борту участники рейса, выясняют также психолог и преподаватель Анна Трофимова и магистрантка САФУ Алена Агафонова. Они проводят различные тесты
Фото: Алина Ромашова
Как вы поняли, мы под контролем и как только не проверились. Выбирали приятные себе цвета на карточках, мерили давление, отвечали на многочисленные вопросы почти каждый день. Совали пальцы в трекер здоровья, который проверял параметры сердечно-сосудистой системы. В первые дни экспедиции мои сосуды ощущали себя на 31 год, а потом их возраст изменился до 20 лет. Помолодела!
Путь на сказочный Вайгач
До выхода на Вайгач вся моя работа была на борту, в том числе и первая вахта, к которой меня подготовила заведующая лабораторией микропластика PlasticLab Александра Ершова из Санкт-Петербурга. Она набрала команду добровольцев, кто хотел бы подежурить с капитанского мостика — высматривать проплывающий мимо мусор, описывать его, отмечать координаты в журнал. Я решила попробовать.
Мы даже «репетировали»: учились определять расстояние до объекта в воде, его размер и смотрели координаты на компьютере. В это время повезло наблюдать, как вдалеке играется белуха. Вахты — крутая возможность увидеть китов. Тебя, во-первых, пускают на капитанский мостик, где ты в тепле и свысока всё видишь, а во-вторых, ты находишься там долго, — что-нибудь да встретишь.
Виды с капитанского мостика, когда стихия не испытывает на прочность
Фото: Алина Ромашова
Капитанский мостик — это большой кабинет капитана и его помощника с панорамными окнами и видом на нос корабля.
«На капитанском мостике есть „руль“, куча компьютеров и приборов, рабочие столы. У нашего капитана — еще и иконки, как у дальнобойщиков, забавно»
Алина Ромашова, журналист 29.RU
Сложность вахты — в испытании волнами, когда долго на них смотришь, может укачать. Мое первое дежурство выпало на время, когда мы огибали песчаную косу перед Колгуевым. За час я не встретила ни одной бутылки у кормы — вообще ничего. Однако общая ситуация всё же не такая позитивная...
«В воде встречаются и маски для лица — новая экологическая проблема с начала ковида, и контейнеры с бутылками, и бревна»
Алина Ромашова, журналист 29.RU
Александра Ершова говорит, что особенно в начале Северного морского пути, где ходит много судов, самая большая проблема с незаконно выброшенными отходами — ученым важно понять масштабы загрязнения.
Скоро на горизонте показался Колгуев, первая высадка участников экспедиции была именно там, однако я не принимала в ней участие. А вот вторая, а для меня — дебютная — оказалась на острове Вайгач, это Ненецкий автономный округ. Нас распределили на пять лодок и по очереди доставляли с судна на остров.
Подходя к берегу, я любовалась скалистым берегом и зеленым ковром изо мха: наконец-то земля!
Здравствуй, берег
Фото: Алина Ромашова
Нас высадили в бухте Варнека. Некоторые исследователи пошли в одноименный поселок, а мы остались на мысе, в дикой природе. Первые километры по острову давались нелегко, потому что ходить по мху и болотистым кочкам непривычно. Зато каждый шаг хотелось сфотографировать, ведь под ногами — тысячи цветочков морошки, дриады, мытника, селезеночника, камнеломок и других растений.
Маршрут не похож на туристический, пробираться по мху и камням не так просто
Фото: Алина Ромашова
Вайгач порадовал нас прекрасной, совсем не северной какой-то, погодой: 13 градусов тепла и солнце, ни дуновения ветерка. Готовилась я, как и другие, к худшему, поэтому пришлось снять один слой одежды. Комары покусали, но это был единственный минус поездки.
Эмоций — море. Там мы чуть не наступили на куропатку — она резко выскочила из куста под ногами. Видели поморников, галстучников, летящих с моря на озёра гагар и пару больших бургомистров. «Гусей здесь просто какой-то зоопарк», — сказала наш орнитолог. Вайгач не зря называют птичьим островом.
На привалах я от души напрыгалась по «скалам» на берегу, мы кидали камни в воду «блинчиками», ели бутерброды с чаем из термоса¸ сидя на мхе, и смотрели на красивые пейзажи. Такая вот арктическая романтика.
Перекус в Арктике
Фото: Алина Ромашова
Однако для исследователей это не просто путешествие. Мы обползали весь заброшенный лагерь, где добывали свинцово-никелевые руды советские политзаключенные в 1930–1935 годах. Увидели старые узкоколейные железные дороги, вагонетки, дома рабочих, от которых остались только полы и разваленные печки, нашлись даже тазики и оконные стёкла той эпохи. Натыкались на «врезанные» в землю штольни, внутри которых вода и мерзлота, выглядит это очень мрачно. Всё это — рядом с огромными горами каменных насыпей.
Исследователи «Арктического плавучего университета — 2023»
Фото: Алина Ромашова
Ученые из других групп пообщались с местными жителями, отобрали пробы воздуха, снега из снежника (большого куска снега, который может существовать в теплый период. — Прим. ред.), поймали шмелей и собрали гербарий арктических растений.
Цветущая морошка
Фото: Алина Ромашова
А я бы не простила себе, если бы что-нибудь не захватила с этого прекрасного острова. Растения решила не рвать: сунула в карман несколько ракушек и камушков.
На берегу всё хотелось рассматривать в деталях, даже просто камни, парочку небольших, не таких, как этот, я взяла с собой — в Архангельск
Фото: Алина Ромашова
Если ежедневно на судне я прохожу до двух тысяч шагов, то за день высадки на Вайгач сделала около 11 тысяч шагов с рюкзаком и в броднях. Почти поход в спортзал. По прибытии, как всегда, измеряли уровень стресса. Если обычно у меня он был около 49 баллов, то после острова намерила 150, вдобавок — повышенное давление. Бродить по тундре, оказывается, совсем непросто, но это того стоило!
Мой первый в жизни шторм
И всё же главное испытание экспедиции на волнах — это шторм. И мы наконец-то прочувствовали это на своей шкуре. Онислучился в ночь с 1 на 2 июля, и сильная качка преследовала «Молчанова» весь день.
Проснулась от того, что в каюте со стола и в ванной падают какие-то вещи, но не было сил встать и поднять их.
«Утром попыталась поесть, но лучше бы этого не делала — стало еще хуже. Учитывая свои ошибки, оставшийся день я почти не ела»
Алина Ромашова, журналист 29.RU
В коридорах на перилах на каждом метре лежат бумажные пакеты — так заботятся о пассажирах на судне. Но оно почти опустело: все сидели по каютам и мало кто смог доползти до лекций в лаундж-зону. Ощущения максимально неприятные, без опоры передвигаться было невозможно. Оказалось, это был 5-балльный шторм. Вечером, когда все подуспокоилось, старпом рассказал мне, что волна достигала и высоты в 3,5 метра. И это, по его мнению, еще мало.
Помощник капитана показал мне архивное видео шторма, который пришлось пережить «Профессору Молчанову» несколько лет назад. Выглядело как кадры из фильма про кораблекрушение. И как такое вообще можно было снять, когда тебя мотает, волны поднимаются до верхних палуб? «В общем, после этого ролика я успокоилась и поняла, что наш шторм — это пустяки.
«Нормальная качка — это когда стулья летают»
Старший помощник капитана
Старпом посоветовал грызть соленые сухарики и пить воду с лимоном. К этим народным методам наш врач добавил, что нужно есть что-то мятное или кислое.
«На борту ходили смешные байки, что нужно заклеить пластырем или скотчем пупок. Мол, кишечник близко, поэтому надо прикрыть»
Алина Ромашова, журналист 29.RU
Никто этим не воспользовался пока, насколько мне известно.
У многих в сильную качку нет аппетита, некоторые, наоборот, едят за двоих. Нам стали подавать больше кислого и соленого. Например, недавно был рассольник на обед, в соусе на ужин как-то раз были соленые огурцы, часто на столе есть лимон, а к завтраку вообще каждый день большая клюква.
Приключение мы перенесли достойно, рейс продолжается...