Общественный совет Минприроды рекомендовал обратить особое внимание на мониторинг загрязнения арктических морей микропластиком
Члены Общественного совета при Минприроды РФ поддержали идею создания подсистемы государственного экологического мониторинга (ГЭМ) в акватории Северного морского пути (СМП). Концепцию подсистемы представили Владимир Панов, специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, и Абидат Магомедова, заместитель директора департамента международного сотрудничества и климатических изменений Минприроды России. Редактором решения Общественного совета стал председатель правления ПОРА Николай Доронин, член Общественного совета при Минприроды России. Заседание Общественного совета прошло 24 марта 2023 года.
«Вместе с ростом роли Севморпути как международной транспортной артерии и развитием инфраструктуры обеспечения работы СМП увеличивается нагрузка на уязвимые арктические экосистемы. Для их сбережения необходима отдельная система мониторинга, ориентированная на судоходство в Арктической зоне», — подчеркивает Доронин.
Общественный совет рекомендовал учесть функционал информирования судоводителей по Севморпути об ответственном судоходстве в высоких широтах, «включая добровольные экологические обязательства судоводителей по предотвращению контролируемого сброса или смыва с судов бытовых отходов и топлива», как отмечается в решении.
Подсистема должна наполняться в том числе данными, получаемыми от научных организаций, причем при обработке входящей и хранящейся информации должны применяться методы искусственного интеллекта. В результате должна быть создана «единая информационная система о состоянии окружающей среды в акватории СМП», которая будет позволять делать комплексную оценку состояния морской экосистемы, биоразнообразия, прогнозировать его изменения под воздействием природных и антропогенных факторов.
Кроме того, согласно решению Общественного совета, в рамках новой подсистемы госэкомониторинга должно исследоваться загрязнение микропластиковыми частицами российской акватории Северного Ледовитого океана. Ведь нарастающее загрязнение вод микропластиком является одной из наиболее актуальных экологических проблем современности, причем пластиковые отходы в моря Северного Ледовитого океана, в первую очередь Баренцево и Белое, в значительной степени выносятся течениями из европейских стран.
Справочно
План развития Северного морского пути до 2035 года, утвержденный Правительством России в августе 2022 года, предусматривает создание системы ГЭМ в акватории Севморпути до декабря 2025 года. Система будет включать в себя 15 подсистем, в том числе подсистемы мониторинга водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, мониторинга исключительной экономической зоны, а также континентального шельфа России, состояния и загрязнения окружающей среды. Общая концепция этой системы уже разработана Минприроды с участием Росгидромета и ГК «Росатом».
В начале марта вопросы организации системы экологического мониторинга Северного морского пути обсудили участники дискуссии на Международном форуме-выставке «Чистая страна» в Сколково. Эксперты обратили внимание на рост антропогенной нагрузки на морские и прибрежные экосистемы, связанной с увеличением грузопотока. Отметили проблемы влияния на них тяжелого судового топлива, загрязнения вод микропластиком, а также обратили внимание на необходимость наладить агрегирование данных экомониторинга из разных источников и вести экопросветительскую работу. Было высказано мнение, что создание системы экомониторинга нужно рассматривать применительно к Большому Севморпути — транспортному морскому коридору, который объединяет воды от морской границы России и Норвегии на западе до границы с КНДР на востоке.