Проезд по Северному морскому пути был запрещен русским царем в 17 веке
Экспедиция «Тайны Мангазеи» пытается отыскать запрещенный проход в Сибирь.
Самый первый маршрут Северного морского пути пролегал от Архангельска до русской крепости Мангазея. А далее дорога лежала по небольшим рекам через волок к Енисею.
Важный древний участок Северного пути, благодаря которому Сибирь стала русской, а затем чуть не стала английской или голландской — «Мангазейский волок».
Именно здесь первые русские проникли на просторы Сибири. Отсюда долгие годы русские купцы возили по всему миру знаменитые меха, пока не появились более южные дороги. Вдоль пути были обустроены постоялые дворы, даже прообраз игорных домов-казино, где удачливые охотники или золотоискатели могли честно проирать в зернь или карты свои богатства.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова вокруг Мангазеи и мангазейского волока разыгралась нешуточная геополитическая игра. Английские и голландские флоты, в гонке за новыми колониями и богатствами, обратили внимание на богатые золотом и пушниной северные берега континента, которые находились под контролем Москвы. Очевидно, европейские правительства и олигархи стали проявлять по-настоящему живой интерес к Мангазее, как ключу к Сибири. Настолько живой, что московский государь принял беспрецендентное решение — запретить движение грузов по тогдашнему Северному морскому пути.
Царь посчитал наиболее разумным спрятать древний северный путь в Сибирь, чтобы голландские или английские разведчики не смогли провести сюда флот и войска с целью создания новых северных колоний в обход России. Проход по мангазейскому волоку был запрещен и закрыт. упоминания и карты изъяты и увезены в Москву. Войска перевели в новую крепость — Туруханск. Сам город Мангазея и постоялые дворы вдоль дороги исчезли. Ученым удалось обнаружить место расположения города лишь через 300 лет. Место волока из уральских рек в сибирские до сих пор достоверно не установлено
7 июля в Ямало-Ненецком автономном округе стартует разведывательный этап экспедиции «Тайны Мангазеи». В ходе 10-дневного исследовательского мероприятия пять современных путешественников планируют повторить путь русских первопроходцев 16 века, открывших для России Енисей и Восточную Сибирь.
Участники экспедиции на моторных лодках предполагают совершить переход по реке Таз до первого русского заполярного города в Западной Сибири — знаменитой Мангазеи, а дальше пройти по реке Худосея и ее притокам до предположительного места мангазейского волока — места где древние землепроходцы перетаскивали свои лодки по суше из водораздела реки Таз в водораздел Енисея, прокладывая путь к Новой Мангазее — Туруханску.
Цель этого этапа достичь перевального озера, подтвердить данные о том, что древний мангазейский волок существовал именно в этом месте и исследовать саму возможность его преодоления на реплике древнего судна — карбасе — на таких небольших парусных лодках ходили здесь искатели приключений прошлого.
Современные путешественники столкнутся с теми же трудностями, что поджидали здесь путешественников древних. Вот как описывал их путь мангазейский воевода князь Петр Ухтомский в письме 1646 года царю Алексею Михайловичу: «...есть волок сухой с версту места, а режмами с обе стороны волоку ходу есть верст с 20, и теми, государь, режмами карбасы волочат порожние и сами ходят берегом пеши, потому что теми режмами путь бывает сух и безводен, а подле режмы грязь и болотина, и по тем, государь, режмам путь — грязь да вода».
В дорогу «по грязи да воде» отправятся опытные путешественники: Павел Нефедов — руководитель экспедиции, Виталий Дворяченко — штурман, член Русского географического общества, Евгений Крупин — картограф, спасатель, специалист по снаряжению, Марсель Чаушев — повар, специалист по древним строениям, спасатель, Денис Калинин вдохновитель экспедиции и ее летописец. Дистанционно поддерживать участников мероприятия будет научный руководитель экспедиции и автор идеи Вячеслав Калинин.
Если результаты разведки подтвердят предположения, участники путешествия планируют в следующем году осуществить основной этап экспедиции — историческую реконструкцию, в ходе которой весь путь от Мангазеи до Туруханска будет пройден на реплике древнего карбаса под парусом и на веслах — в точности как это делали первопроходцы 16 века.
Экспедиция осуществляется при поддержке регионального отделения Русского географического общества в Ямало-Ненецком автономном округе, межрегиональной профсоюзной организации «Газпром профсоюз», ООО «Газпром добыча Ямбург» и первичной профсоюзной организации этой компании.
«Арктика-инфо» будет следить за ходом экспедиции.
Источник: arctic-info.ru