Прогулки по Арктике. Брошенные самолеты и лайнер для туристов, — как менялась техника для Севера
Какой транспорт использовали в полярных широтах много лет назад и на чем передвигаются сегодня.
Буксир ледокольного типа «Владимир Игнатюк» — практически маленький ледокол для доставки грузов
Фото: Алексей Молоковский
Фотограф из Архангельска показал, какая техника работает на Земле Франца-Иосифа
Фотограф Алексей Молоковский, не один год проработавший в Арктике, на Земле Франца-Иосифа, уже рассказывал 29.RU о гигантских ледниках, которые осматривал президент России, а также о красивых и опасных животных Севера — белых медведях, песцах и моржах. В новом выпуске «Прогулок по Арктике» он показывает уже не природу, а то, как человек работает и изучает Север, — на примере различного транспорта. Здесь и старинные машины, и современные ледоколы, самолеты и вездеходы, без которых за полярным кругом делать нечего.
Местами Земля Франца-Иосифа похожа на музей
Фото: Алексей Молоковский
Люди посещают острова Земли Франца-Иосифа долгое время, поэтому здесь можно встретить очень старые следы присутствия цивилизации. Например, деревянный транспорт.
— Это одна из деревянных лодок на острове Гукера, — рассказывает Алексей. — Такие использовали в 1930-е годы просто для передвижения по заливам. Скорее всего, их перевозили с материка уже готовые — здесь их собирать было бы накладно, а мастерить их прямо здесь, естественно, не из чего.
От старого буксира осталась только железная основа
Фото: Алексей Молоковский
На берегах островов можно встретить и более современную технику, которая уже стала просто металлоломом. Например, вот этот буксир.
— Эту фотографию я назвал «Страдалец», — говорит автор фото. — Этот старый буксир применялся для подвозки грузов во время разгрузки больших пароходов. Он сломался, затонул и так и остался лежать, будто музейный экспонат. Климат там такой, что период разложения бумаги или фанеры короткий, а воздух, насыщенный солью, быстро уничтожает железо, оно быстрее ржавеет. Вообще метал там гниет очень быстро.
А это старинный самолет, сразу и не догадаться
Фото: Алексей Молоковский
— Это скелет самолета, который находится на острове Гукера в бухте Тихая еще с 1930-х годов. В Арктике есть небольшое количество сломанных самолетов. Конкретно этот — сел, у него сломался двигатель, и его затем было просто сложно вывезти на материк. Есть те, которые разбивались, но никто не погибал. Раньше обшивку самолетов делали из фанеры и перкали, но они со временем сгнили, — объясняет Алексей.
Самолет посовременнее
Фото: Алексей Молоковский
Еще один «экспонат» Арктики — останки самолета Ил-14. Его остов лежит еще с 50–60-х годов на острове Земля Александры.
Этот бульдозер использовался для перевозки грузов, а не для расчистки снега
Фото: Алексей Молоковский
На острове Гукера также есть вот такой ржавый бульдозер «Сталинец». Алексей рассказывает, что он остался еще с тех времен, когда в этом месте работала полярная станция, — она закрылась в 1955 году. С его помощью разгружали самолеты и корабли, возили различные грузы для жизни и научной деятельности полярников.
НАТИ-3 — автомобиль на гусеничном ходу
Фото: Алексей Молоковский
— А эта машина находилась на острове Рудольфа — это самый северный остров Восточного полушария, — вспоминает фотограф. — Она называется НАТИ-3. Очень редкий автомобиль: сзади вместо колес на нем использовались гусеницы. Остов этой машины с помощью вертолета погрузили на корабль, а затем доставили на континент, для того чтобы отреставрировать и поместить в музей в Санкт-Петербурге.
На таком транспорте ученые изучают северные острова
Фото: Алексей Молоковский
От старинной техники — к современной. На подобных вездеходах ГТС уже долгое время ученые и исследователи перемещаются по северным островам. В одну такую машину помещается до восьми человек.
Иногда по пути на станцию можно встретить коренных местных жителей
Фото: Алексей Молоковский
Кстати, местные животные боятся отнюдь не весь транспорт. Этот кадр получился, когда медведи заинтересовались автомобилем.
— Я ехал на автомобиле УАЗ, и ко мне подошли три белых медведя, — говорит Алексей Молоковский. — Я их больше старался снимать на фоне природы, а этого сфотографировал из кабины, чтобы люди имели представление: когда ты передвигаешься по острову, медведи там ходят достаточно свободно.
Огромные ледоколы нужны, чтобы прокладывать путь остальным судам, — настолько толстый лед в Арктике
Фото: Алексей Молоковский
Естественно, чтобы добраться до Арктики и привезти туда ценные грузы, используется много судов. Например, ледокол «Капитан Драницын», после которого по океану могут проходить и другие.
Еще один кадр с «Капитаном Драницыным»
Фото: Алексей Молоковский
Грузовые суда длиннее ледоколов — чтобы вместить больше грузов
Фото: Алексей Молоковский
«Инженер Трубин» и «Инженер Плавинский» — суда ледового класса для транспортировки грузов.
На борту судна установлено несколько подъемных кранов
Фото: Алексей Молоковский
А так перевозят технику на острова с больших судов
Фото: Алексей Молоковский
Пассажирский лайнер «Си Спирит»
Фото: Алексей Молоковский
— А это круизное судно, доставлявшее иностранных туристов из Норвегии, — «Си Спирит». Порт его приписки — на Багамских островах. А флаг России вывешен в знак уважения, так делается, когда судно заходит в воды другого государства, — объясняет Алексей.
Еще один путь для доставки грузов — самолетами. Как на этом Ил-76
Фото: Алексей Молоковский
Грузы для исследователей Севера перевозят не только по воде, но и по воздуху. Вот транспортный Ил-76 садится на ледовый аэродром на Земле Франца-Иосифа, который действует только зимой.
Бочки вертолет переносит в специальной «авоське»
Фото: Алексей Молоковский
Небольшие грузы могут переносить и с помощью вертолетов Ми-8. Вот один из них работает на острове Гукера — летом он доставлял грузы с борта судна «Михаил Сомов».
Без современной техники на Севере — никуда!
Фото: Алексей Молоковский
Источник: 29.ru