Новости

Закон об Арктике должен решить целый ряд вопросов Севморпути

Закон об Арктике должен решить целый ряд вопросов Севморпути

Мнения первых лиц о развитии транспортных потоков в Арктике.

— Проблема в том, что Арктика долгое время, как футбольный мяч, передавалась от министерства к министерству, — заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин в интервью питерской «Вечерке». — Сегодня в стране нет единой структуры, которая могла бы возглавить эту работу. За этими вопросами стоит огромное число социальных проблем, связанных не только с перевозками или добычей полезных ископаемых, но и с жизнью простых людей. Поэтому, безусловно, закон об Арктике должен быть. Нужен основной документ, на основании которого уже будет принята та или иная программа. Кто-то должен взять эту работу на себя и повести остальных, как ледокол ведет суда сквозь льды.

Главным двигателем прогресса в Арктике сегодня является Северный морской путь, и все инициативы в этом регионе так или иначе связаны именно с ним. Это не только дорога, по которой вывозят нефть и газ российские компании. В будущем Севморпуть — СМП вполне может стать альтернативой южному, суэцкому направлению, ведь в качестве водного маршрута из Азии в Европу он короче более чем на треть — 14 тысяч км против 23 тысяч км. Претендент на звание единого оператора Севморпути уже есть. Им может стать корпорация «Росатом».

— Круглогодичное мощное использование СМП необходимо в первую очередь для потребностей России. Но здесь стоит вопрос и о том, чтобы перевозчикам было удобнее везти грузы не через Индийский океан, а через северное направление, которое значительно короче, — считает генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв. — Наша главная задача в создании партнерства — большого альянса власти, добывающих компаний, судовладельцев и, конечно, северных регионов. Альтернативы нет, и мы понимаем свой уровень ответственности.

Как пояснили в атомной корпорации, сегодня проводка судов по Севморпути обеспечивается четырьмя атомными ледоколами. Для оптимизации процесса к 2026 году необходимо иметь шесть атомных ледоколов.

— Трансформация СМП в глобальную транспортную магистраль поможет развитию арктических портов, станет драйвером для бизнеса по ремонту и обслуживанию судов. В регионах появятся новые рабочие места. Повысится спрос на новые технологии. А круглогодичная навигация позволит снизить издержки перевозчиков, освоить территории вдоль восточной части СМП и разгрузить Транссибирскую магистраль, — уверены в компании.

Вместе с тем в самих регионах есть опасения, что движение по Севморпути будет проходить не через их территории, а мимо.

— Для нас очень важно, чтобы СМП подтолкнул рост экономики, — подчеркивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов. — Совершенно недопустимо, чтобы северные регионы стали полустанками, мимо которых мчится этот «скорый поезд». И очень важно, чтобы мы воспринимали этот водный путь не как дорогу по океану, а как инструмент, который создаст инфраструктуру на земле, — для людей, живущих в арктической зоне.

Здесь мы снова возвращаемся к необходимости принятия закона об Арктике. По словам бывшего вице-президента «Норильского никеля» Елены Безденежных, развитие портовой инфраструктуры сегодня сильно отстает от желаемого уровня, необходимого для больших объемов перевозки.

— Мы почему-то говорим, что СМП — это путь из точки А пути в точку Б того же пути. Но что дальше? Необходима перевалка, развитие железной дороги, авиационного сообщения. Так что стратегия пока не доработана, закон об Арктике необходим и нужен именно комплексный подход, — отмечает она.

Объем перевозок по Северному морскому пути растет год от года. Так, в 2013-м он составлял около четырех миллионов тонн, а по итогам прошлого года перевалил за 10 миллионов.

— Динамика перевозок последних лет по Севморпути впечатляет, — соглашается президент ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк. — Конечно, доля транзита есть, но все-таки в ближайшие 5 — 10 лет основной поток будут составлять наши нефтегазовые компании.

Источник: arctic-info.ru