Новости

Деревянное судостроение — один из важных проектов НОЦ

Ректор САФУ им. М. В. Ломоносова Елена Кудряшова провела рабочую встречу с представителями Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области. Во встрече, прошедшей на верфи, где сегодня строится легендарный поморский коч, приняли участие руководители НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования».

IMG 20210224 100250Собравшиеся осмотрели строящееся судно, в котором, по замыслу создателей, должны объединиться история и современность. Внешне корабль будет выглядеть как старинный парусник, а вот двигатель, удобства, средства безопасности и навигации на нём будут самые современные.

Коч — уникальное судно. Именно его исследователи считают первым кораблем, покорившим арктические просторы. Плоскодонные, с небольшой осадкой, они подходили для плавания и по морям, и по мелководным северным рекам. При необходимости могли встать на киль и дождаться большой воды. Округлая, яйцевидная форма не давала льдинам раздавить кочи.

«Киль судна имел форму лыжи, а на носу стоял ворот, были тяжёлые якоря. В команде было 20–30 человек. При подходе к льдине они высаживались на лёд, заносили вперёд пятипудовый якорь и закрепляли. А потом воротом, накручивая цепь, вытаскивали судно на льдину. И снова забрасывали вперёд якорь. Так тащили корабль до полыньи, где сталкивали в воду», — рассказывает руководитель проекта «Поморский коч», глава Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания Глеб Плетнёв.

К сожалению, чертежей поморских судов не найти, да и не было их никогда. Кормщики и лодейные мастера рисовали вместе с заказчиком примерную конструкцию корабля прямо на песке, после чего строили его по своим лекалам. Энтузиастам из Архангельска, чтобы приступить к работе над кочем, понадобилось около полутора лет работы — участники проекта штудировали все доступные источники с описаниями русских кораблей, ходивших в допетровские времена в Карском, Белом и Баренцевом морях. Стоящий сегодня на стапелях коч строится по описаниям, собранным в государственном архиве ВМФ.

Строители поморского коча планируют повторить на нём маршруты поморов, осваивавших Северные моря в XIV–XVII веках.

«И здесь мы видим большой потенциал для туристических проектов, экспедиционной деятельности», — отметил Сергей Смирнов, руководитель Ассоциации «Созвездие».

Проект «Поморский коч» уже вошел в НОЦ «Российская Арктика», как продолжатель деревянного судостроения. Ученым интересен исторический аспект проекта — современные судостроители воссоздают судно с тысячелетней историей. Вместе с тем, у исследователей есть и научная заинтересованность — деревянное судно относится к классу «немагнитных», что позволяет проводить целый ряд уникальных исследований в арктических широтах.

«Мы бы предложили на базе подобного коча создать исследовательское судно для университета. Чтобы и студенты, и исследователи могли активно проводить изучение бассейнов Белого и Баренцева морей, дельты Северной Двины, островов Северного Ледовитого океана — судоходные свойства коча делают возможными такие походы. А уникальные свойства корабля, возможность „садиться“ на киль позволят и подходить к островам, чего, к примеру, не могут современные большие экспедиционные суда», — добавил Глеб Плетнев.

Представители Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области рассказали и о других проектах, с которыми они могли бы войти в НОЦ «Российская Арктика».

«Сегодня мы разрабатываем проект пассажирского судна для северных широт. И хотели бы предложить студентам САФУ принять участие в создании дизайна нового корабля — нам интересен взгляд молодых художников», — рассказал Сергей Смирнов.

Разрабатывают специалисты кластера и проекты по развитию необходимой речной инфраструктуры: в Архангельске — городе с богатой морской историей, — не осталось мест для стоянки и обслуживания катеров, яхт.

«Малое деревянное судостроение — интересный вектор развития НОЦ: с одной стороны мы поддерживаем историческую преемственность и сохраняем исконные северные технологии, с другой — изучаем новые способы обработки древесины, работы с деревом. Нам очень интересны предложения по строительству исследовательского судна — такой проект позволил бы ученым университета проводить уникальные исследования побережья Северного Ледовитого океана. Кроме того, появление таких судов придаст импульс для развития туристической сферы Архангельской области — такие проекты тоже интересны НОЦ», — отметила Елена Кудряшова по итогам встречи.

В ближайшее время представители кластера конкретизируют свои предложения, чтобы их можно было обсудить с учеными и другими партнерами по НОЦ.

https://narfu.ru