Новости

Эксперт: «Пора ввести новый школьный предмет «Экология»

Эксперт: «Пора ввести новый школьный предмет «Экология»

Общественники, педагоги и представители власти обсудили возможные перемены в экологическом образовании.

Представители Совета Федерации, «Деловой России», МГУ, правительств ряда арктических регионов, экологи и учителя съехались в Москву заседании экспертного совета на тему «Экологическое образование в школах Арктической зоны РФ». Заседание было организовано по инициативе Экспертного центра «ПОРА — Проектного Офиса Развития Арктики».

Открывая заседание, модератор встречи доцент РАНХ и ГС Александр Воротников, отметил, что «...Арктика — особый регион, с уникальной флорой, фауной и экосистемой в целом, и уже сегодня в регионах Арктической зоны РФ в общеобразовательных школах вводятся уроки, направленные на повышение экологической грамотности детей. 15 июня 1918 года — день создания юннатского движения в России и это символично, что именно в это день мы обсуждаем пути дальнейшего развития экологического образования подрастающего поколения. Страна переходит к „зеленому“ развитию, „зеленой“ экономике, но не все знают, что это такое. Часто говорят: экология — дорогое удовольствие, однако именно „зеленое“ развитие дает новые технологии. Учителя, специалисты по экологии находятся на острие этого вопроса, так как им необходимо учить детей, от которых зависит будущее страны, мира...»

Выступавшие представители школ, образовательных структур и госорганов, работающие с подростками отметили перечень проблем, существующих как в сфере экологического образования, так и в области охраны окружающей среды в Арктической зоне РФ. Местное население, ведущее хозяйственную деятельность, далеко не всегда знает об основных принципах экологичного отношения к природе, а дети и молодежь, часто не понимают и самих причин, по которым требуется беречь природу. Это в своих выступлениях подчеркнули: Наталия Панарина к.б.н., учитель химии и биологии ГБОУ НАО «Средняя школа п. Красное», Майя Дьяконова, учитель математики в «Саскылахской СОШ» Анабарского национального долгано-эвенкийского улуса Республики Саха-Якутия, Айгуль Публичко, заместитель директора МБУДО «Центр интеллектуального развития Ювента, г. Ноябрьск, Роман Столяров, заместитель директора МБУ «Молодежный центр» г. Норильск, Наталья Беляева, заместитель Постоянного представителя Республики Карелия при Президенте РФ. Выступающие рассказали о своих интересных и нужных проектах, которые они уже реализуют с ребятами и предложили увеличить экологическую составляющую в образовании школьников, сделать обучение практикоориентированным, усилить методическое обеспечение и ввести в школах новый предмет — «Экология».

Исполнительный директор организации «Зеленая Арктика», помощник депутата Государственной Думы РФ от Ямало-Ненецкого округа Андрей Иванов, презентовал разработанную на Ямале методику обучения экологии и познакомил участников встречи со специализированной литературой, издающейся в округе.

Ирина Несивкина, Эксперт Лиги Здоровья Нации по вопросам семьи, эксперт Деловой России отметила важность создания для Арктической зоны РФ, специального курса, разработанного конкретно для региона, с учетом экологической уникальности Арктики и традиций его коренного населения.

Анна Баженова, заместитель директора ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», рассказала о работе своего учреждения и представила реализуемые центром проекты онлайн-образования для школьников и педагогов. Отметила необходимость повышения имиджа профессий, связанных с экологией, подчеркнула важность согласования образовательных программ и проводимых экологических мероприятий.

Олеся Кужель, менеджер региональных программ ПОРА, представила совместный проект Экофонда СФУ и Экспертного центра ПОРА «Сохраним белого медведя». В проекте акцент ставится на антибраконьерскую кампанию и просветительскую работу с населением, особенно с подрастающим поколением. Программа предполагает создание пилотного просветительского центра в г. Норильске, где будут проводиться занятия с детьми с использованием современных технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность. Белый мишка станет главным героем познавательных уроков об Арктике, ее экологии, истории, культуре, и станет другом ребенка на всю жизнь.

Интерес и поддержку участников ДК, вызвало предложение Владиславы Ковалевской, руководителя Экологического пресс-центра Общественной палаты РФ, координатора проекта «Детский экологический пресс-центр». Задачи Детского экопресс-центра — вырастить поколение журналистов — профессионалов, понимающих неразрывную связь Человека и Природы, умеющих грамотно освещать экологическую проблематику, опираясь на мнение экспертов и обладая собственными практическими знаниями и навыками. Именно в их руках будут инструменты по воспитанию экологической культуры населения нашей страны. Экспертный центр ПОРА поддержал инициативу и готов принять активное участие в создании детских экопресс-центров на территории Арктической зоны РФ.

Пётр Кирюшин, доцент кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ, сооснователь проекта «ВузЭкоФест», заявил, что для формирования зеленой экономики на государственном уровне необходимо готовить для регионов лидеров, которые будут поддерживать устойчивое развитие. С 2015 года проходит фестиваль ВузЭкоФест — более 50-ти ВУЗов-участников ежегодно внедряют зеленую инфраструктуру в своих учреждениях. Эксперт отметил, что решения, разработанные на базе школ и институтов, могут в дальнейшем приниматься и для города.

Подводя итоги мероприятия, Александр Воротников выделил основные аспекты внедрения экологии в школах и повышения экологической грамотности в АЗРФ: обучение детей должно опираться на традиции Северных регионов, не забывая о приезжающем и работающем в Арктике населении; обучение экологии нужно начинать с детского сада, когда дети наиболее восприимчивы к информации; в школах экологию нужно вводить не как отдельную дисциплину, а как междисциплинарный курс с обязательной прикладной частью; метод донесения экологической информации изменить на современный,интересный подрастающему поколению; разработать курс экологии с учетом региональных особенностей; на базе «Атласа новых профессий», состоящего из профессий «будущего», сформулировать список профессий, необходимых для Арктики; создать единый центр в АЗРФ, координирующий все экологические мероприятия.

В заключении Александр Воротников отметил, инициативы тогда эффективны, когда они поддерживаются и сверху и снизу На днях в структуру Министерства природных ресурсов и экологии РФ включены два новых департамента: государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий и в области гидрометеорологии, изучения Арктики и Антарктики. Создание департаментов своевременно и актуально, и их деятельность усилит экологическую составляющую в работе Министерства в целом. Каждый шаг в Арктике и на ООПТ связан с экологией, и здесь очень важно согласование интересов бизнеса и государства, распределение рисков между ними при реализации задач социально-экономического развития АЗРФ. Инструментом тут может быть только государственно-частное партнерство.

В мероприятии также приняли участие Екатерина Сергеева, главный редактор журнала «Региональная энергетика и энергосбережение», Дмитрий Скирдо, специалист Постоянного представительства Красноярского края при Правительстве РФ, Дмитрий Покровский, заместитель директора по информационной политике и реализации проектов ФГБУ «Российский детско-юношеский центр»«.

Спрвка «Арктики-Инфо»: Экспертный центр «ПОРА» создан для привлечения внимания к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России. «Дискуссионный клуб» — одна из программ экспертного центра «ПОРА». Проектный офис развития Арктики — общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики.

Источник: arctic-info.ru