Ученые из Якутии планируют разработать радиолокационный метод поиска костей мамонтов

Ученые из Института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН намерены для поиска бивней мамонта в условиях вечной мерзлоты внедрить георадиолокационный метод, который позволит с большей точностью находить остатки доисторических животных. Об этом сообщил ведущий научный сотрудник Якутского научного центра СО РАН Иван Христофоров.

В последние десятилетия на территории Северо-Востока России находят объекты мамонтовой фауны уникальной сохранности. Одни из последних находок — пещерные львята, пещерный медведь, древняя лошадь и другие, благодаря которым получены интереснейшие результаты в разных сферах науки, опубликованные в журналах Nature и Science.

«Останки мамонтов, включая бивни мамонта, не считаются полезными ископаемыми, хотя по-прежнему имеют высокую ценность на рынке. Учитывая растущие обороты добычи и необходимость в экологически чистых видах поиска и добычи, без разрушения поверхности арктических территорий и берегов рек, есть необходимость в разработке геофизических технологий поиска. В случае заинтересованности потребителей возможно разработать специализированные антенны со специальными упрощенными процедурами обработки георадарных данных», — рассказал Христофоров.

«Наша цель — создать методику поиска и обработки радарограмм, чтобы каждый исследователь-палеонтолог или предприниматель по поиску, без особой подготовки, смог эффективно использовать георадары так же просто, как бытовые металлоискатели. Мы надеемся, что через два-три года будет разработана георадиолокационная технология поиска ископаемой кости, в том числе бивней мамонтов», — добавил он.

Осенью ученые провели натурное и физическое моделирование, а также провели большой объем опытно-методических работ для разработки эффективной методики поисков ископаемой кости. Далее совместно с учеными из геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова планируют провести математическое моделирование с введением целого ряда электрофизических параметров различных объектов (кость, бивень, бревно и другие).

О методе

Прибор сканирует почву, слой воды и донные отложения и по изменению параметров отраженных сигналов находит локальные объекты в исследуемой среде. На суше георадар проникает на глубину до 30 м в зависимости от свойств изучаемой среды, но в средах, где практически нет затухания может проникать и на более 300 метров (так изучают ледники, а также покровные льды Антарктиды). При этом у высокочастотных георадаров, в отличие от других геофизических методов, весьма высокая точность (разрешающая способность) исследования, что крайне необходима при поиске небольших, диаметром менее 10 см, палеонтологических объектов.