На островах Земли Франца-Иосифа обнаружили новые виды растений

Учёные «Арктического плавучего университета — 2023» обнаружили на островах Земли Франца-Иосифа новые виды растений, которые раньше не были здесь замечены.

Второй рейс «Арктического плавучего университета — 2023» завершил программу исследований на островах архипелага Земля Франца-Иосифа, Новой Земле, побережьях Баренцева и Карского морей от пролива Югорский Шар до Таймыра. Экспедиция на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов» стартовала 4 июля в Архангельске и продолжается уже более месяца.

«Во время 11 высадок были получены ценные научные результаты. На Комсомольских островах и острове Вильчека флора оказалась существенно богаче, чем считалось ранее», — рассказала Людмила Драчкова, начальник экспедиционного отряда «Арктического плавучего университета».

Новые виды растений обнаружил Юрий Бобров, заведующий кафедрой экологии и геологии Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.

«На острове Вильчека это один из видов камнеломки. На Комсомольских островах, где до сих пор были известны всего два вида растений, найдены семь новых. Это полярный мак, два вида камнеломки, ложечница, ясколка, лютик, один из видов крупки и как минимум два вида злаков — мятлик и лисохвост», — пояснил учёный.

Архипелаг Земля Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане труднодоступен, многие его острова практически не посещаются людьми. Поэтому результаты, полученные в экспедиции «Арктического плавучего университета», имеют высокую ценность для научного сообщества.

Помимо острова Вильчека и Комсомольских островов исследователи побывали на островах Хейса и почти полностью покрытом ледниками Земля Вильчека. Если в северной части уникального маршрута учёных встречали арктические пустыни, то в более южной — тундра на побережьях Баренцева и Карского морей. Здесь задачей научного коллектива было исследование флоры в районе метеостанций «Белый Нос» в проливах Югорский Шар, «Марресаля» на Ямале и «Сопочная Карга» в Енисейском заливе.

«Несмотря на сильное загрязнение окрестностей метеостанций, биоразнообразие в целом неплохое. Нет чужеродных видов растений. Интересно, что дикая флора жмётся к домам. И больше всего видов, пожалуй, на старых фундаментах домов. Видимо, они защищают от ветров, быстрее прогреваются, не так сильно промерзают или быстрее оттаивают», — добавил Юрий Бобров.

«Арктический плавучий университет» — комплексная научно-образовательная экспедиция. В 2023 году уже состоялось два рейса. В первом — к Новой Земле, островам Колгуев и Вайгач — участвовали 55 учёных и студентов. Среди 17 участников второго рейса к Земле Франца-Иосифа — микробиологи, геологи, почвоведы, химики, специалисты по морским льдам и морским млекопитающим из университетов и научных организаций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Сыктывкара.