Новости

Дневник второго рейса Арктического плавучего университета-2023. День седьмой (10 июля). Высадка на Белом Носу

10 часов работы на свежем воздухе

Дневник второго рейса Арктического плавучего университета-2023. День седьмой (10 июля). Высадка на Белом Носу

— Вам понравится! — обещает пилот нашего вертолёта МИ8Т Александр Макаров новичкам — тем, кто первый раз полетит с палубы «Михаила Сомова» к месту высадки.

А я, Юлия Смирнова, продолжаю вести дневники второго рейса Арктического плавучего университета, даже пристегнув ремень и высунув объектив в иллюминатор.

Вертолёт раскручивает винты, легко отрывается от палубы, в иллюминаторе видна полоса прибоя у песчаного пляжа... Что-то меня опять тянет на курортные ассоциации. Ну, а какие ещё могут быть, если на полярной метеостанции Белый Нос, на 69 градусе северной широты, сегодня +14 градусов и ослепительное солнце? Кое-кто даже искупается в Югорском Шаре. А «загар полярника» к вечеру появится абсолютно у всех.

Высадка на Белом Носу получилась долгой и прекрасной — 10 часов работы на свежем воздухе, да еще и с видом на море.

Группа «Станция» и группа «Берег»

Разделились на две группы: одна работает рядом с метеостанцией под охраной Алексея Шашкина. Юрий Бобров из Сыктывкарского госуниверситета изучает растения вокруг деревянных домов — ищет, есть ли среди них «чужаки», принесённые на побережье Северного Ледовитого океана человеком. Студент САФУ Семён Крысанов берет пробы для себя и коллег по центру коллективного пользования научным оборудованием «Арктика». На обратном пути он грузился в вертолёт с ...зелёным пышным кустом!

— Веники для бани? — интересуемся мы. Нет, тоже пробы. Точнее, то, из чего они будут сделаны в лаборатории на борту «Сомова».

Артём Лазарев из Технопарка САФУ делает съёмки для будущего VR-тура.

— Деревянная лодка, мне кажется, символ этого места! — намечает он места, которые стоит показать виртуальным туристам. В процессе найдёт и красивые скалы, и гроты, и вообще останется очень доволен первым опытом работы на высадке.

Вторая группа вместе с инспектором Юрием Руткаускасом идёт на «дальняк» — в маршрут вдоль побережья. И я вместе с ней. Первым препятствием стала маленькая речка прямо у метеостанции. По случаю хорошей погоды некоторые участники пренебрегли броднями, надели на высадку трекинговые ботинки или короткие резиновые сапожки. И теперь могут похвастаться, что их носил через речку доктор наук!

Дальше были утёсы со снежниками. Гнездо гаги, где среди пуха уютно лежали яйца. Болотце с ходами каких-то грызунов — то ли полёвок, то ли леммингов. Лужайки незабудок, ромашек, лютиков, камнеломок и звездчаток. Открыточный вид на «Михаила Сомова» — черно-красный силуэт, разделяющий синеву моря и неба.

Морской мусор на пляжах Югорского Шара

И пляжи, те самые пляжи Северного Ледовитого океана, о которых я мечтала в предыдущей серии дневника. Песчаные и галечные, с блестящей вибрирующей пеной у кромки воды, причудливыми конструкциями из плавника. И, конечно же, морским мусором. Рыболовные сети и буйки, тросы, флаконы из-под освежителей воздуха и прочей бытовой химии, бутылки, зубная щетка, весло, подошва, три каски и даже дверь.

В общем, примерно тот же набор, что мы видели на берегах Баренцева и Карского морей в экспедициях Арктического плавучего университета прошлых лет. Из удивительного — целая консервная банка и нетронутая упаковка йогурта. Открыть не решились, кто знает, какие формы жизни там эволюционируют. Лучше покажем на борту микробиологу Артемию Гончарову.

Мои любимые раритеты среди всего этого современного культурного слоя — исторические. Брутальный ржавый багор и половника деревянной мотовилицы.

Мониторинг морского мусора — постоянная тема Арктического плавучего университета. В нашем рейсе ею занимаются завкафедрой географии и гидрометеорологии САФУ Людмила Драчкова и доцент Алла Хвостова. В первом рейсе АПУ-2023 на судне «Профессор Молчанов» — Александра Ершова, возглавляющая лабораторию PlasticLab в Российском государственном гидрометеорологическом университете.

По пляжу прыгают кулики, возмущенно кричат крачки, над волнами парит какая-то большая неспешная птица, похожая на поморника...

Сон — лучшая культурная программа

Самая дальняя точка — у геологов Антона Шманяка и Арины Бартовой. Пляжей пять преодолели, а то и больше, пока нашли нужные горные породы. Ходят они быстро, работают тоже. Но все же подарили нам несколько минут медитации и созерцания моря — пока ждали их, чтобы вместе двинуться в обратный путь к метеостанции.

С «Сомова» уже вызывают по рации: хватит науки на сегодня, возвращайтесь. В то время как участники АПУ занимались своими пробами и наблюдениями, команда судна тянула шланголинию с борта на берег и качала топливо, запас для метеостанции на зиму.

На ужин после десяти часов работы все дружно съели первое, второе, салат и ещё компот с пряниками. А лучшей вечерней культурной программой стал крепкий сон.

Собаки для Нансена и не построенный порт

Пока все спят, расскажу немного об истории места нашей первой высадки. Белый Нос — вовсе не белая точка на карте. Хотя все самое интересное происходило не там, где сейчас расположена метеостанция, а в 10 км к северо-востоку от неё. В посёлке Хабарово, теперь уже не существующем.

Промысловое становище Хабарово появилось в XVI веке на самой узкой части пролива Югорский Шар, где удобнее всего переправляться с материка на Вайгач и обратно.

Из словаря Брокгауза и Ефрона: «Это место служит центром торговли всей Большеземельской тундры и острова Вайгача. Кроме изб, принадлежащих пустозерам и ижемцам, здесь летом находится немало самоедских чумов, а также дом священника, часовенка и баня. Это самое северное поселение на материке Архангельской губернии».

1885 год: построили церковь и открыли приход «в целях удовлетворения церковно-религиозных потребностей русских промышленников и духовного воздействия на язычников-самоедов». Вскоре вместо прихода появился Никольский скит Веркольского монастыря. Но во время первой же зимовки от цинги умерли шесть монахов из семи, и скит закрыли.

1893 год: Нансен на «Фраме» приходит в Хабарово — за собаками, которые отправятся с ним в легендарный дрейф. Собак, 40 остяцких лаек, для норвежского полярника купил российский исследователь Эдуард Васильевич Толль. В Хабарово их доставил тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм, сын норвежского моряка и эстонки. Нансен остался очень доволен, благодарил Тронтхейма за прекрасное состояние лаек. И вручил ему королевскую золотую медаль.

1932 год: в Хабарово совершил аварийную посадку полярный летчик Фабио Фарих, при посадке он ориентировался на церковный крест. Фабио Брунович Фарих (1896 — 1985) работал в полярной авиации с 1928 по 1948 год, с перерывом на две войны — Финскую и Великую Отечественную. Потом почти десять лет провел в лагерях. Именно Фарих первым совершил полет по маршруту Москва — Архангельск в 1932 году на самолете К-5. В 1937 году его наградили орденом Ленина за беспрецедентный перелет вдоль трассы Северного морского пути полярной ночью по маршруту Москва — поселок Уэлен на Чукотке — Москва. 24 тысячи километров, 145 часов в воздухе. Сейчас на карте Ненецкого автономного округа есть аэродром и рыбоучасток Фариха в память о летчике.

1939 (или 1940) год: создана полярная метеостанция.

1941 год: приказы НКВД СССР «О строительстве порта и судостроительного завода в г. Хабарове (Югорский Шар)» и «О строительстве железнодорожной линии Воркута — Хабарово».

Из книги М. Н. Петрусевича, начальника отдела Главного аэрогеологического Управления Комитета по делам геологии при Совнаркоме СССР — лето 1941 года:

«Руководство нашего Бюро аэрофотосъемочных работ должно провести скоростными методами комплекс изысканий для строительства железной дороги от города Воркута до пролива Югорский Шар в районе селения Хабарово. Я был назначен главным геологом северного участка Полярной экспедиции с местом базирования в поселке Хабарово. Для базы нами были использованы два деревянных одноэтажных дома и большое складское помещение, переданные нам Управлением „Северный морской путь“. На базу прилетел трехместный самолет ПО-2.

За время нашего отсутствия на полевых работах на Белом Мысу на высоком обрыве возник военный объект — артиллерийская батарея из дальнебойных пушек для защиты западного входа в Югорский Шар от шнырявших в Баренцевом море немецких крейсеров и подводных лодок.

В начале осени неожиданно пришли из Архангельска и стали на якорь два парохода с заключенными, которых эвакуировали из Беломорского лагеря. Вскоре были построены бараки, окруженные проволочными ограждениями, вышками и прочими атрибутами ГУЛАГа. Всего в этом лагере было около 3000-3500 человек.

В начале марта выяснилось, что строительство в районе Хабарова консервируется и принимается новый проект строительства железной дороги и порта у селения Салехард».

1957 год: метеостанция Белый Нос перенесена из Хабарово на нынешнее место.

Да, и еще немного истории, связывающей нас сегодняшним днём. 10 июля в Архангельской области отмечают День арктических экспедиций. 10 июля 1734 года Двинско-Обский отряд Великой Северной экспедиции отправился из Архангельска на кочах «Экспедицион» и «Обь». Как раз в те места, куда идёт сейчас «Сомов» — к острову Белый и Ямалу.


Партнерами и спонсорами проекта «Арктический плавучий университет» являются Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, банк ВТБ, ПАО «Новатэк», ПАО «ГМК «Норильский Никель», Правительство Архангельской области, Русское географическое общество.

Фото: Юлия Смирнова, Семен Тян.
narfu.ru