Новости

Дневник второго рейса Арктического плавучего университета-2023. День первый (4 июля). Солнце светит, дождь льёт, а «Сомов» идёт

Второй рейс Арктического плавучего университета начался с курортной погоды, открыточного вида на Архангельск с рейда Северной Двины и солнечного Белого моря. Похоже, не просто так САФУ уже 11 лет организует плавучий университет вместе с Севгидрометом! Умеют метеорологи договориться с небесной канцелярией об идеальной погоде.

Дневник второго рейса Арктического плавучего университета-2023. День первый (4 июля). Солнце светит, дождь льёт, а «Сомов» идёт

Третий раз я отправляюсь в экспедицию АПУ, и третий раз — вот такая иллюзия. Как будто идём в средиземноморский круиз, а не в брутальный полярный рейс. Меня зовут Юлия Смирнова, и я буду вести дневники второго рейса АПУ в ближайшие 33 дня.

Впрочем, идеальная погода — это сегодня, в первый день рейса, когда научно-
экспедиционное судно «Михаил Сомов» отправилось из Архангельска к Вайгачу,
Ямалу, Таймыру, островам Карского моря и Земле Франца-Иосифа. А вчера, в
«нулевой» день экспедиции, Архангельск провожал нас грозой, ливнем и ветром.

До вечера ничто не предвещало. Под ярким архангельским солнцем погуляли по
Красной пристани перед торжественной церемонией в Северном Морском музее. На рейде напротив уже стоял в ожидании «Михаил Сомов».

— Во время конкурса на участие в Арктическом плавучем университете отобраны
самые лучшие идеи и проекты. И 17 человек — студентов, преподавателей, научных сотрудников — отправляются в экспедицию по уникальному маршруту, — сказал во время церемонии Марат Есеев, проректор по инновационному развитию Северного (Арктического) Федерального университета. — Это уже 17-я экспедиция Арктического плавучего университета за все время существования проекта, с 2012 года, и вторая в этом году. Символично, что она начинается в Северном Морском музее, где собрана вся история освоения и развития Российской Арктики. Хочется пожелать участникам новых научных результатов и прекрасных лекций на борту «Михаила Сомова».

Парадный трап

Как добраться на судно, если оно на рейде, а мы со всеми чемоданами, рюкзаками и коробками на берегу? Вплавь? Вертолетом? «Сомов» красиво подойдёт к берегу и мы взойдём по парадному трапу в вечерних платьях? Все хитрее.

У причала N150 на Морвокзале пришвартовано судно «Иван Петров». Гром гремит, дождь льёт, волны на Двине гуляют. Доктора наук, заведующие кафедрами и студенты выстраиваются в цепочку и передают чемоданы из рук в руки, с берега на борт.

А дождь льет. К «Петрову» подходит катер «Айсберг». Чемоданно-рюкзачная цепочка ученых-грузчиков, дубль два.

Дождь льёт. Высоченный черно-красный борт «Михаила Сомова» вырастает над
маленьким «Айсбергом». И с него тоже тоже льет каким-то ниагарскими водопадами! Цепочка рук, передающих вещи, вытягивается вверх по трапу. Мокрые, слегка ошалевшие от такого начала, мы наконец-то на борту.
Что ж, сразу почувствовали, что арктическая экспедиция — это приключение и экстрим, команда и взаимопомощь!

Белое, синее и зеленое

Утром 4 июля вновь сияло солнце. Прилетел вертолёт — он с нами на всю экспедицию, будем высаживаться на островах. Прибыл лоцман. Подняли якорь. Остались позади высотка и Гостиные дворы, Мосеев остров и соломбальские причалы. Стоим на палубе, греемся, как пассажиры круизного лайнера в Средиземке. Заместитель начальника экспедиции Дмитрий Ковалев ещё и экскурсию устроил — рассказывает про поморские лоции и лоцманские династии из Пустоши.

В первый день рейса начались наблюдения за морскими млекопитающими и птицами, а также мониторинг морского мусора. Руководит ими Никита Платонов из НИИ экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН, вместе с ним вахты на
пеленгаторной палубе стоят магистрантки географического факультета МГУ Настя
Яковенко и Аня Быкова.

— Сейчас можно увидеть белух и кайр, возможно, тюленей. Чуть позже дельфинов и китов, — Никита знает, как привлечь к круглосуточным наблюдениям новых
энтузиастов.

Обживаем каюты и лаборатории. Привыкаем к строгому судовому дресс-коду (без
смокинга на ужин пускают, уже хорошо. А вот без носков — нет). Изучаем расписание бани. Знакомимся с людьми и собаками на борту. Роскошную португальскую овчарку зовут Тося, и она едет работать на Землю Франца-Иосифа.

Наблюдаем за разгрузкой у Унского маяка на Онежском берегу Белого моря. И
обсуждаем оттенки воды в полярных морях с Дмитрием Ковалевыми на палубе:

— Вот это настоящая беломорская вода, коричневая. В Баренцевом море синяя. В Карском — серая. А самая удивительная — в Гренландском море, зеленая!

«Сомов» — машина времени

Но, честно, даже вода в Гренландском море бледнеет по сравнению с удивительными талантами людей, с которыми нам предстоит жить и работать в ближайший месяц. Среди нас есть есть профессиональный хоккеист и девушка-охотовед. Несколько яхтсменов и два художника. Горнолыжники и кондитеры. Владельцы чилийских белок и укулеле. Участники антарктических экспедиций и поэты. Резчики по дереву и видеогеймеры. И все это в свободное от геологии, микробиологии, экологии, почвоведения, защиты диссертаций и заведования кафедрами время. И все это мы узнали друг о друге только за день!

А «Михаил Сомов» тем временем ровно и плавно идет по шелковой беломорской
глади. Блестящий апельсин солнца пытается упасть в воду, но застревает в облаках. Не время для закатов, белые ночи!

Да, а ещё «Сомов» — машина времени. Мы пойдем на восток, маршрут пролегает
через несколько часовых поясов. Но на борту часы не переводят, время всегда
остаётся тем же, что и в Архангельске.

Партнерами и спонсорами проекта «Арктический плавучий университет» являются Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, банк ВТБ, ПАО «Новатэк», ПАО «ГМК «Норильский Никель», Правительство Архангельской области, Русское географическое общество.

narfu.ru