Северо-Западный проход

Северо-Западный проход

Северо-Западный проход (СЗП) — морской путь между Атлантическим и Тихим океанами, проходящий через моря и проливы Канадского Арктического архипелага. Различные островаархипелага отделены друг от друга и от канадского побережья группой арктических водных путей, которые имеют название СЗП. Он соединяет Атлантический и Тихий океаны и обеспечивает кратчайший путь из северной Атлантики через канадский арктический архипелаг в море Бофорта и далее в Тихий океан к странам Азии (сокращает путь примерно на 5 тыс. км).

Правительство Канады считает, что СЗП находится под его юрисдикцией. Международным сообществом данное заявление было принято неоднозначно. США и Дания, настаивают на его «общемировом» статусе. В 1969 году США направили свой танкер «Манхеттен» по данному пути, что вызвало серьезную озабоченность Канады. Формальной причиной этого была возможность загрязнения окружающей среды. В результате Канада приняла Закон о предотвращении загрязнения арктических вод, согласно которому страна объявила о своем праве контролировать судоходство в пределах 161 км от берегов.

В 1985 году американский ледокол «Полар си» также прошел этим путем, причем без уведомления Канады. Для предотвращения подобных ситуаций обе стороны в 1988 году подписали Соглашение о сотрудничестве в Арктике. В соответствии с ним США обязались не направлять ледоколы по СЗП без предварительного уведомления Канады, правительство которой обещало давать свое согласие при получении соответствующих уведомлений.

В сентябре 2007 года Европейское космическое агентство заявило, что за 30 лет спутниковых наблюдений область арктического морского льда сократилась до минимального уровня, и это сделало СЗП судоходным.

Канадские власти также объявили, что с 1 июля 2010 г. вводят обязательную регистрацию крупнотоннажных судов, следующих через СЗП, который пролегает между Канадой и датской Гренландией.