Северный морской путь

Северный морской путь

Арктическая транспортная система включает Северный морской путь СМП как исторически сложившуюся единую национальную транспортную коммуникацию, комплекс транспортных средств морского и речного флота, авиации, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта. В нее также входит береговая инфраструктура (порты, средства навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, связи), сопровождающих транспортную деятельность в Арктике.

Протяженность этой коммуникации примерно 35000 морских миль. При использовании Северного морского пути вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы путь из порта Роттердам заметно сокращается: до порта Иокогама — на 3860 морских миль, до порта Шанхая — на 2449 миль до порта Ванкувера — на 1932 мили.

В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. этот путь открыт для международного судоходства. Правила организационно упорядочивают порядок прохода судов всех флагов вдоль арктического побережья России и значительно облегчают доступ к пользованию его трассами. В настоящее время свыше 50 портов России на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.

Особенность СМП состоит и в том, что в отличие от большинства транспортных коммуникаций он не имеет единой фиксированной судоходной трассы. В течение года СМП перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. При этом большая часть трасс располагается в пределах внутренних вод России, ее территориального моря, исключительной экономической зоны. Регулирование судоходства по трассам СМП осуществляется Российской Федерацией с целью предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также обеспечения безопасности мореплавания в данном регионе.

Правила регулируют судоходство на всем протяжении трасс СМП, по каким бы морским пространствам в тот или иной навигационный период они не проходили — внутренним морским водам, территориальному морю или исключительной экономической зоне.

В рамках международной исследовательской программы «Северный морской путь» (INSROP) в летнюю навигацию 1995 года был проведен экспериментальный рейс российского судна «Кандалакша» по маршруту порт Иокогама (Япония) — СМП — порт Киркенес (Норвегия). Он подтвердил, что зарубежный грузоотправитель может на 15 суток ускорить доставку груза по сравнению с путем через Суэцкий канал и при этом сэкономить на каждом рейсе до 500 тыс. долларов. В августе 2010 года танкер «Балтика» российской компании «Совкомфлот» грузоподъёмностью в 100 тысяч тонн с коммерческим грузом сжиженного газа был направлен в Китай по СМП. Экономия составила несколько миллионов долларов.
Для урегулирования комплекса вопросов, связанных с развитием и эксплуатацией СМП, предусмотрено совершенствование законодательства Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания по трассам Северного морского пути, позволяющее конкретизировать его статус как единой национальной транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике, подчиненной суверенитету и юрисдикции России; воссоздать Администрацию Северного морского пути; создать условия для активизации арктических морских перевозок и социально-экономического развития АЗРФ в целом; создать единую систему управления на трассах Северного морского пути и современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение.