Коренные народы арктики

Коренные народы Арктики

Коренные народы Арктики


В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера.

Многовековой период адаптации к экстремальным природным условиям определил специфику их образа жизни, неповторимость культуры и традиций. Большинство из них продолжают использовать природные ресурсы традиционными способами, сохраняя свою самобытность.

В России в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Она является участницей международных договоров в этой сфере. Законодательно закреплены меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов). Льготы для представителей малочисленных народов Севера предусмотрены Налоговым, Лесным, Водным и Земельным кодексами России.

За последние 15 лет были реализованы три ФЦП, а также многочисленные региональные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера, призванные сформировать условия для их устойчивого развития за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов, а также внебюджетных источников. За счёт средств федерального бюджета были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства.

Для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников, в том числе на родном языке, действуют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учётом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. В издательствах по госзаказу издаётся учебно-методическая литература для изучения языков малочисленных народов Севера. Несколько десятилетий успешно действует Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

Вместе с тем положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5–2 раза превышает средний по России.


Культура


Арктическая культура имеет свою неповторимую историю зарождения и развития, которая началась еще в палеолите. Она является древней культурой, результатом самостоятельной творческой деятельности каждого этноса. В составных элементах арктической культуры раскрывались духовный мир человека, оказавшегося в суровой среде обитания, его мировоззрение и эстетические представления.

Промышленное освоение российского Севера внесло большие изменения в социальное развитие коренных северян.

В настоящее время ряд субъектов арктической и субарктической зон с развитием рыночных отношений и увеличением доходов от добычи полезных ископаемых нефтегазового сектора промышленности располагают значительными финансовыми ресурсами, которые вкладываются в развитие городов, в том числе в здравоохранение, образование, культуру и спорт.

При разработке программ дальнейшего развития Севера приоритет будет отдан сохранению и развитию традиционной культуры коренного населения, сохранению и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), накопленного культурного и духовного потенциала; внедрению новых информационных технологий в учреждениях культуры.

Предусматривается организация доступа через сеть Интернет к мировым и отечественным культурным ценностям (библиотечным фондам, фонотекам, фильмотекам и т.д.), создание условий для сохранения и поддержки самобытного этнокультурного развития малочисленных народов Севера, разработка новых форм организации культурно-досуговой деятельности, соответствующих современным социально-экономическим условиям развития государства.