Государственная политика в Арктике

Россия

К настоящему времени на все известные сухопутные образования в Арктике распространен суверенитет государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, — России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР. После распада СССР Российской Федерацией — продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств — издан целый ряд таких актов, затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств. Эти нормативные акты создали фундамент для формирования системы мер стратегического планирования по реализации поставленных задач в отношении Арктической зоны Российской Федерации.

Выделение Арктики в особый объект государственной политики объясняется особыми национальными интересами Российской Федерации, которые охватывают сферы геополитики, экономики, экологии, обороны, науки, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике. Арктическая зона характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, наличием разнообразных и значительных по запасам минерально-сырьевых и других природных ресурсов, высокой долей коренных малочисленных народов в населении арктических регионов, сосредоточением объектов экономики и социальной сферы на ограниченных территориях, удаленностью и транспортной труднодоступностью, чрезвычайной уязвимостью природных экосистем.

Арктика выступает в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны. Первое место в структуре хозяйства АЗРФ занимает газовый комплекс (добывается более 80% российского газа); второе — горнопромышленный. В его составе доминируют предприятия цветной металлургии (медно-никелевая промышленность Норильского промышленного узла и золотодобыча). Здесь добывается значительная часть российских алмазов, 100% сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, барита, редких металлов; свыше 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, 60% меди. Важное место в хозяйственной структуре АЗРФ занимает рыбный комплекс, на него приходится более трети добычи рыбы и морепродуктов России.

В документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от 18 сентября 2008 г под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом. В пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

В Основах, которые развивают и конкретизируют положения предыдущего, принятого в июне 2001 года документа, подчеркивается приверженность России своим обязательствам по международным договорам и соглашениям, относящимся к Арктике. В частности, Россия будет продвигать свое представление по определению внешней границы континентального шельфа в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву и используя созданные для этого международные механизмы.

В соответствии с этим документом основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:

  1. использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы, во многом обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;
  2. сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
  3. сбережение уникальных экологических систем Арктики;
  4. использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике.

Наверх

Канада

Канада определяет свою арктическую область как территорию, включающую водосборный бассейн территории Юкон, все земли севернее 60 северной широты и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь полярных владений Канады — 1,430 млн. кв. км.

Правительство Канады официально объявило в 1909 г. своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии между Канадой и Северным полюсом, а в 1921 г. — что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом. В 1925 г. было принято дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. В 1926 г. эти требования были подтверждены специальным королевским указом.

Придя к власти в 2006 г. премьер-министр С. Харпер объявил борьбу за арктические богатства приоритетом своей политики. Он заявил, что поскольку международный интерес к региону растет, Канада будет предпринимать меры, направленные на энергичную защиту своего суверенитета в Арктике.

Канадское правительство разработало Северную стратегию, наметив в Арктике ряд мер по укреплению своего суверенитета, экономического и социального развития Арктического региона, его управления и защиты окружающей среды. Правопритязания Канады в отношении Арктики подкрепляются комплексом юридических оснований (теорией арктических секторов, теорией прилегания, теорией отождествления льдов и земель, обязанностью защитить интересы коренного населения и окружающую среду).

В соответствии с канадской оборонной стратегией (CFDS) вооруженные силы должны демонстрировать свое видимое присутствие в регионе, быть способными осуществлять контроль и защищать территорию в Арктике.

Наверх

США

США определяют свой арктический сектор как территории, расположенные к северу и западу от границы, формируемой реками Поркьюпайн, Юкон и Кускокуим; в него же включаются цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая акватории Северного Ледовитого океана, морей Бофорта, Берингова и Чукотского. Площадь полярного сектора США к северу от полярного круга — 1,7 млн. км2 (8% площади Арктики). Согласно договору, заключенному между Российской империей и США в Вашингтоне в 1867 г., совместная граница стала проходить через точку в Беринговом проливе под 65°30′ с.ш. — в ее пересечении меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна, или Игналук, от острова Ратманова, или Нунарбук, и направляться «по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане».

Вашингтон уделяет повышенное внимание освоению Арктики и разрабатывает стратегии для доминирования в этом регионе.

12 января 2009 г в США была обнародована «президентская директива по национальной безопасности» о «региональной политике в Арктике». В документе заявлено, что США имеют широкие и основополагающие интересы национальной безопасности в регионе Арктики и готовы действовать независимо или совместно с другими государствами для защиты этих интересов. Эти интересы включают такие вопросы, как противоракетная оборона и раннее предупреждение, развертывание морских и воздушных систем для стратегической доставки по воздуху, стратегическое сдерживание, морское присутствие, морские операции по безопасности, а также обеспечение свободы навигации и пролета воздушного пространства.

США не участвуют в конвенциях ООН по морскому праву, которые дают возможность оформить претензию в спорных ситуациях по разделу шельфа и пока не принимают ни один из вариантов определения границ арктического шельфа, которые сегодня предлагаются приполярными государствами.

Политико-экономические интересы США в Арктике состоят в расширении присутствия и активизации деятельности, чтобы обеспечить морское могущество США в Арктике. Вашингтон намерен в рамках юрисдикции по Арктике защищать суверенные права над своей исключительной экономической зоной и осуществлять «надлежащий контроль» прилегающей акватории. Высшим национальным приоритетом названа свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике, включая Северный морской путь, который проходит вдоль территории России.

Наверх

Норвегия

Норвегия в национальных нормативно-правовых актах не дает определения своих арктических территорий. Однако при принятии в 1997 г. Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике определила, что арктическую территорию Норвегии образуют районы Норвежского моря севернее 65° с.ш. Площадь полярных владений Норвегии, отсчитанных от Северного полярного круга, — 2,7 млн. км2 (13% площади Арктики), включая акваторию, окружающую Шпицберген.

Норвежское правительство рассматривает развитие северных регионов как главную стратегическую задачу своей внутренней и внешней политики.

Норвегия установила 200-мильную экономическую зону вокруг Шпицбергена, которую СССР, а затем и Россия, не признает, справедливо отмечая, что море вокруг архипелага — территория такой же свободной экономической деятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг.

В 2006 года Норвегия приняла стратегию развития северных регионов. В качестве главной цели в ней заявлено обеспечение устойчивого роста и развития этих регионов путем укрепления международного сотрудничества в области использования природных ресурсов, управления окружающей средой и проведения научных исследований.

В документе по дальнейшему развитию на севере 2009 года определены следующие основные приоритеты дальнейшей работы: расширение знаний о климате и окружающей среде северных регионов; укрепление мониторинга, готовности, реагирования и безопасности на море в северных морских районах; стимулирование устойчивого использования ресурсов нефти и газа, возобновляемых морских ресурсов; содействие развитию деловой и хозяйственной жизни на континентальной части на севере; дальнейшее развитие инфраструктуры северных регионов; поддержка и защита установленного суверенитета, укрепление межграничного сотрудничества на севере; обеспечение основ существования и культуры коренных народов.

Наверх

Дания

Королевство Дания включает в свой полярный сектор Гренландию и Фарерские острова. Площадь полярных владений в Заполярье составляет 3 млн. км2 (14% площади Арктики).

На позицию Дании в Арктике влияет ряд как внешнеполитических, так и внутриполитических факторов.

В целом нынешняя датская политика в отношении Арктики характеризуется определенной сдержанностью и конструктивностью при рассмотрении и принятии решений по спорным вопросам, как в области определения границ, так и касающихся экономического, экологического, научно-технического и военного международного сотрудничества. Датское руководство прикладывает усилия с целью недопущения эскалации кризисных ситуаций в регионе, акцентируя внимание на действиях дипломатического и научно-исследовательского характера.

В тоже время Копенгаген продолжает предпринимать активные действия по закреплению за собой арктических территорий. После ратификации в 2004 году Конвенции ООН по морскому праву, Дания заявила в Комиссию ООН по границам шельфа свои права на установление юрисдикции в пяти шельфовых районах, находящихся за пределами 200-мильных экономических зон Гренландии и Фарерских о-вов.

Датские власти намерены доказывать, что хребет Ломоносова может оказаться продолжением континентального шельфа Гренландии. Их специалисты занимаются сбором геологических доказательств, указывающих на то, что континентальные шельфы простираются до Арктики. Выделяется значительные средства на проведение экспедиций в районы Северного Ледовитого океана, расширяется участие датских специалистов в международных научно-исследовательских программах и экономических проектах.

Датская сторон не исключает, что возрастающая международная активность в Арктике может изменить геостратегическое значение региона и, таким образом, поставит новые задачи перед Вооруженными силами Дании. В 2009 году датским парламентом принят план безопасности страны на 2010–2014 годы. Дания собирается разместить в Арктике воинскую часть реагирования и командный пост. Воинская часть предназначена для укрепления позиции Дании в арктических водах. Она может быть задействована для операций на о-ве Гренландия или участвовать в международных заданиях в Арктике.

Наверх